Министр культуры Элерте опубликовала своё пожелание президенту

фото В. Цыганкова
фото В. Цыганкова

По мнению министра культуры Сармите Элерте, любое заявление высших должностных лиц государства имеет политическое значение. Поэтому она не в восторге от слов президента Андриса Берзиньша о том, что язык является всего лишь средством общения, и что он готов говорить и по-русски. Сама того не осознавая, Элерте изложила вполне прагматичную программу языковой реформы в Латвии…

Элерте опубликовала открытое письмо на портале delfi.lv – «Пожелание президенту». В нем она указывает, что из заявления Берзиньша могут проистекать несколько весьма чреватых для латвийской официальной политической линии выводов.

Во-первых, что среди жителей Латвии большинство знают русский, а не латышский язык. Поэтому в целях удобства средством общения в Латвии следовало бы избрать русский и, соответственно, сделать его государственным или как минимум вторым государственным языком.

Во-вторых, если язык лишь средство общения, а не вопрос государственной политики, вопрос идентичности Латвийской Республики как национального и демократического государства, то придется изменить ряд статей Сатверсме:

a) вычеркнуть часть ст. 4, где говорится: «Государственным языком в Латвийской республике является латышский язык».

б) если не вычеркнуть часть ст. 4, придется изменить формулировку ст. 40, о присяге президента: Клянусь, что вся моя работа будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что моих силах, чтобы добиться процветания Латвии и ее жителей. Я буду свято блюсти латвийскую Конституцию и законы государства. Ко всем я буду относиться справедливо и свои обязанности буду выполнять добросовестно», вычеркнув из нее слова «буду свято блюсти латвийскую Конституцию и законы государства».

в) пришлось бы отредактировать и ст. 18 Сатверсме, о присяге депутата Сейма, убрав слова «перед лицом латвийского народа клянусь быть верным Латвии, укреплять ее суверенность и латышский язык как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимое и демократическое государство».

«Хочу напомнить: Конституционный суд, в обязанности которого входит проверять законы на их соответствие Сатверсме, в своем приговоре от 21 декабря 2001 г. по языковому вопросу указал следующее: учитывая, что в условиях глобализации Латвия – единственное место в мире, где может быть гарантировано существование и развитие латышского языка и его основной нации, сужение использования латышского языка как государственного на территории страны недопустимо и может рассматриваться как угроза демократическому устройству государства», – пишет Элерте, напоследок пожелав Берзиньшу в дальнейшем точнее формулировать свои высказывания на посту главы государства.


Написать комментарий