Тяжело больная пожилая женщина умирает без инсулина между Латвией и РФ

Фото ves.lv
Фото ves.lv

Светлана, как многие русские, приехала когда–то в Латвию по распределению после учебы в вузе, да так и осталась здесь. Три года назад решила забрать к себе пожилую одинокую маму из–под Воронежа. Для русских досматривать старых больных родителей не только норма, но и долг чести. А в глазах чиновников любой национальности — это скорее недостаток.

Валентина Ивановна Деминова приехала к дочери 3 года назад. Как положено, получила временный вид на жительство и вреда никому не приносила. По мере сил помогала дочери, в свои 76 лет она держалась довольно бодро, несмотря на диабет, — пила необходимые таблетки, инсулин она тогда не употребляла. Но год назад на пожилую женщину в подъезде напали наркоманы, избили ее, и она в тяжелейшем состоянии была доставлена в больницу. Врачи старались изо всех сил и выходили ее. Однако в процессе лечения врачи перевели ее на инсулин, который теперь требуется ее организму постоянно.

С тех пор Валентина Ивановна стала инсулинозависимым диабетиком. Дочь объясняет — это значит, что ей жизненно необходимо колоть инсулин 4 раза в день, без него она просто погибнет. Во всей Европе, а также в России и Латвии, больным инсулин выдают бесплатно, потому что инвалидам не потянуть его оплату самостоятельно. Однако Валентина Ивановна права на это в Латвии не имеет. Она за каждое обращение к любому врачу платит по 15 латов, потому что нет ее в Медицинском регистре Латвии. Получи она постоянный вид на жительство, будет иметь равные права на медобслуживание с жителями Латвии. Но претендовать на него она сможет лишь через 2 года — нужно прожить в нашей стране сначала 5 лет с временным видом.

По логике, обеспечивать свою гражданку инсулином должна Россия. Валентина Ивановна рассказывает, как поехала в июне на родину, хотя пожилому человеку это обошлось тяжело и недешево, но воронежский врач категорически отказался выписывать инсулин: "У вас вид на жительство в Латвии, там и должны вам помогать". С большим скандалом главврач больницы выдал ей трехмесячную дозу лекарства со словами: "Имейте в виду, что этим вы ограбили других больных". Получается, что теперь больная женщина должна ездить в далекий городок Россошь каждые три месяца без всякой надежды на получение там лекарства. Что для нее непосильная нагрузка — и для здоровья, и для финансов, пенсия в пересчете на латы составляет меньше 130 латов. Покупать инсулин — это около 60 латов в месяц, пенсии не хватит, дочь, к сожалению, тоже не богата.

Подавленная черствостью воронежских врачей Валентина Ивановна пошла за поддержкой в российское консульство в Риге, но там, вспоминает она, дежурный дальше дверей ее не пустил. Пыталась записаться на прием к консулу — отфутболили на уровне секретаря. Пробовала связаться с местным обществом диабетиков, думала обрести поддержку братьев по несчастью, не вышло контакта. Очевидно, делиться ресурсами никто не хочет. Ни на кого не обижается эта женщина, но сидеть сложа руки и ждать смерти — страшно. И жизненной перспективы как будто нет.

В поисках выхода корреспондент издания "Вести Сегодня" связалась с Департаментом гражданства и миграции. Заведующая миграционным отделом Илзе Дриеде оптимистично сообщила, что в Европе старым людям–иностранцам вид на жительство вообще не выдают. Ну зачем государству такое бремя? Они ведь на него не работали, налогов не платили, пользы никакой не принесли, с чего о них заботиться? Но Латвия, образец гуманизма, позволяет переезжать сюда старикам при условии, что все расходы по их обеспечению будут нести их дети. У Латвии средств не хватает помогать своим жителям, не то что чужим. И самое гуманное в случае Валентины Ивановны — аннулировать вид на жительство, вернуться к себе в Россию и пользоваться там ее помощью.

Все, в принципе, логично, кроме сравнения наших стариков с европейскими. Если б наши, хоть в Латвии, хоть в России, получали европейские пенсии, их старость была бы обеспечена во всех отношениях, и они б не так нуждались в помощи своих детей. Не сидели бы, оставшись одинокими на старости лет, взаперти на голодном пайке, а получали бы качественную медпомощь, хорошо бы питались, радостно шастали бы по миру, уверенные в своих человеческих правах.

А наша Валентина Ивановна не в состоянии платить ежемесячно вроде бы небольшую сумму в 60 латов. Перебивается тем, что кто–то подарит несколько ампул, кто–то продаст подешевле. Латвийские врачи разводят руками: рады бы помочь, но не можем. Очевидно, фундаментально помочь российской гражданке могут только руководители российского государства, пошевелив своих чиновников, ведь вид на жительство в Латвии не лишает ее гражданских прав в России. Но пока еще она дождется ответа от российского президента или премьера, а инсулин ей нужен постоянно и ежедневно. Круг как будто бы замкнулся — но… Если человек живет среди людей, хотя бы даже и российский гражданин в Латвии, разве он обязательно должен погибнуть в одиночку без помощи? Просьба ко всем, кто может помочь продлить жизнь Валентине Ивановне и поддержать ее инсулином, помогите — тел. 29844517.


Написать комментарий