Специалист права: клятва в парламенте ЛР на латгальском языке приемлема

Флаг Латгалии
Флаг Латгалии

Теоретически приемлемо давать депутатскую присягу в Сейме на латгальском языке, потому что здесь интересы единого управления существенно не задеваются, но это не вопрос интерпретации, так как текст клятвы точно определен в Конституции в литературной форме государственного языка, считает специалист права Эгил Левитс.

Чтобы у депутатов такая возможность появилась, нужны поправки к Конституции, указал в еженедельнике Jurista Vārds Левитс, сообщает LETA.

Он считает, что такая конституционная поправка была бы желательна. «Следует отметить, что соображения о латгальском языке относятся только к дискуссии о том, что в понимании Конституции является «латышским языком», но не относятся к вопросу об использовании и статусе иностранного языка», – сказал Левитс.

Он считает, что государство не запрещает там, где в интересах госуправления использование именно литературной формы латышского языка, а не его латгальского подвида — не столь важны, использование латгальского языка и в официальном общении, чтобы лучше отразить полную самобытность латгальской части латышской нации.

«Это может относиться к подаче заявлений от жителей в латгальских самоуправлениях. Но весьма сомнительно, что это приемлемо в отношении ответа, потому что он уже принадлежит к общему документообороту госуправления. Поэтому второе предложение 104 статьи Конституции, в котором говорится, что каждый человек имеет право получить от учреждения ответ на латышском языке, вряд ли можно истолковать так, что оно бы включило право получать ответ на латгальском языке», – сказал Левитс.

Юрист Юрис Рудевскис считает, что в клятве депутата XI Сейма Юриса Вилюмса (ПРЗ) порядок слов был скрупулезно соблюден. «Клятва абсолютно четкая и понятна слушателям от первого до последнего слова . Того, что депутат решил отдельные звуки языка и почти только лишь гласные звуки произнести определенным для своего края образом, недостаточно, чтобы выявить невыполнение 18 статьи Конституции и 3 статьи Устава Сейма. При таких обстоятельствах следует заключить, что клятва была дана правильно», – сказал Рудевскис.

В свою очередь судья Конституционного суда, доктор Санита Осипова призывает не создавать различную практику там, где другие страны уже решили этот вопрос. У государственного языка одна официальная форма, на которой говорит «государство». В Латвии это латышский язык.

«Статья 18 Конституции содержит формулу присяги депутата Сейма. Присяга может быть дана только путем произнесения этой формулы. Если депутат Сейма произносит какую-либо другую формулу, пусть и близкую по звучанию, он не дает депутатскую клятву в соответствии с Конституцией», – говорит Осипова.

Отметим, что депутат 11 Сейма, лидер национального объединения Райвис Дзинтарс заявил, что к депутатам ПРЗ Игаунису и Вилюмсу, которые пытались дать клятву депутата на латгальском языке, тем самым актуализировав дискуссию по поводу статуса этого языка в Латвии, он относится с глубоким уважением и всячески готов поддержать их инициативу.

Сразу после того, как Игаунис дал клятву, Дзинтарс подошел к нему и поблагодарил за этот отважный жест. Также Дзинтарс считает, что председатель Сейма Солвита Аболтиня не должна была настаивать на том, чтобы латгальские депутаты повторяли клятвы на официальном латышском языке. Латгальский язык это часть латышского языка, считает депутат. Язык это, диалект или же подвид языка, об этом должны решать лингвисты, но в любом случае, латгальцы должны иметь право свободно говорить на им привычном языке, добавил он.


Написать комментарий