«Защитим права латгальцев!» 1

Фото: Янис Тутинс: "Латгальский — это язык, а не диалект". ves.lv
Фото: Янис Тутинс: "Латгальский — это язык, а не диалект". ves.lv

О латгальцах и об их языке политики вспоминают лишь тогда, когда отдельные депутаты сейма, избранные от Латгалии, вдруг с трибуны парламента начинают произносить некоторые слова на латгальском. Первым на латгальском в парламенте пару лет назад заговорил Янис Тутинс.

А на первом заседания нового, 11–го, сейма другой депутат от Латгалии Юрис Вилюмс даже попытался дать клятву на латгальском. Ему, правда, сделать это не позволили — пришлось уже произносить торжественное обещание на литературном латышском.

Так или иначе, но выходка Вилюмса возобновила дискуссии о статусе латгальского языка и вообще о ситуации в Латгалии. Впрочем, упомянутый выше депутат сейма из Резекне Янис Тутинс считает чтение присяги на латгальском скорее популизмом.

"Какой толк с того, что депутат просто переведет текст клятвы с латышского на латгальский и зачитает его? Разве от этого изменится положение латгальского языка и ситуация в самом регионе? Беда в том, что те депутаты сейма от Латгалии, которые представляют правящие партии, вспоминают о своих корнях, о своей малой родине только перед выборами или во время красивых выступлений на трибуне.

Когда же дело доходит до распределения средств в те или иные регионы, когда нужно принимать бюджет, тут у латгальских правящих депутатов случается амнезия, и они голосуют исключительно по приказу партийных боссов. А партийные боссы все эти два десятилетия не считали нужным, целесообразным поддерживать Латгалию. Мол, латгальцы "нелояльны центру", голосуют в основном за оппозиционные силы, да и вообще они очень близки со своими соседями — россиянами и белорусами. В общем, нечего на них особо тратиться! — объясняет ситуацию Янис Тутинс из "Центра согласия".

И действительно, латгальский избиратель, по крайней мере, последние 8–10 лет главным образом голосует за оппозиционные силы. "Точнее, я бы сказал, что они голосуют за те силы, которые хорошо работают на местах, то есть в самоуправлениях Резекне, Даугавпилса, Краславы… Разумеется, центральным властям это не нравится, и они как будто мстят латгальцам — основные средства, в том числе и из еврофондов, идут в другие регионы, прежде всего в Курземе.

Власти фактически держат Латгалию в роли пасынка. В результате отрезанный ломоть пытаются подобрать иностранные граждане, которые активно скупают недвижимость в нашем регионе. Подавляющее большинство земель уже скупили скандинавские подданные, теперь вот очень большой интерес к землям в Латгалии проявляют граждане Китая.

Причина понятна: это близость нашего края к России. Китайцы и жители Скандинавии прекрасно понимают, что Россия — это одна из тех стран, которая меньше всего пострадает от возможной второй волны кризиса. Не удивлюсь, что вскоре на купленных в Латгалии землях китайцы начнут строить производства, которые будут ориентированы именно на российский рынок.

К сожалению, латвийские предприниматели не очень охотно вкладывают средства в наш край — все–таки мы относительно далеко от Риги, да и инфраструктура не развита. Опять–таки мы возвращаемся к тому, что государство все эти годы не развивало Латгалию", — продолжает Янис Тутинс.

Возможно, такое отношение властей к Латгалии частично объясняется "психологическим" моментом — еще со времен Карлиса Улманиса к латгальцам относились как к своего рода латышам некоего второго сорта. Это наблюдалось и в советское время. "До сих пор многие, в том числе и в сейме, пытаются утверждать, что латгальский — это не отдельный язык, а диалект латышского. Мы, латгальцы, с этим никогда не согласимся! Это отдельный язык, который является определенной разновидностью латышского. Хочу напомнить, что даже в конституции говорится о развитии и поддержке латгальского языка.

Увы, на практике эта конституционная норма не поддерживается. Нет ни государственных школ с преподаванием на латгальском, ни государственной политики развития латгальского языка. Язык сохраняется только благодаря семьям. То есть дети осваивают латгальский лишь в семье, причем это только устный язык. А ведь есть и письменный латгальский!" — поясняет депутат сейма.

Сейчас Янис Тутинс начал изучать международные документы, с тем чтобы решить, стоит ли требовать закрепления за латгальским статуса регионального языка. "С одной стороны, это, возможно, позволит добиться государственной поддержки латгальскому языку в самой Латгалии. Но может получиться так, что во всех остальных регионах мы уже не будем иметь права обращаться на латгальском языке. Сегодня теоретически на латгальском мы можем обращаться с заявлениями во все государственные и муниципальные учреждения", — говорит Я. Тутинс.

Депутат от "ЦС" особо подчеркивает: латгальцы — это не меньшинство, а титульная нация наряду с латышами. "Но это не значит, что мы против защиты прав нацменьшинств.

Мы, например, понимаем, что и русский язык, который является родным для 40 процентов населения, не должен считаться иностранным. Это обижает людей. Может, имеет смысл говорить о том, чтобы русский считался языком нацменьшинств или языком лингвистического меньшинства. Это не затрагивает государственный статус латышского", — заключает Я. Тутинс.


Написать комментарий

В интернете собирают подписи за латгальский язык ! Сбор подписей осуществляется на портале manabalss.lv http://manabalss.lv/regionaluos-vol-dys-statuss-latgal-u-vol-dai/show
Parakstīt . Regionaluos volūdys statuss latgalīšu volūdai !