Среди латвийских молочников разразился громкий скандал по поводу цен

В молочной отрасли страны скандал: Совет по конкуренции обвинил два кооператива — Trikāta и Dzese в создании картеля для совместной продажи молока. Те ищут заказчиков среди крупных молочных предприятий.

Предыстория такова: пару лет назад три латвийских молочных кооператива совместными усилиями решили строить в Елгаве новый молочный завод. Общая стоимость строительства — 10,5 миллиона латов. Государство пошло на встречу и предоставило гарантии под банковский кредит в несколько миллионов латов. Немалая часть средств — деньги из европейских фондов. 22 декабря должен состояться праздник стропил нового завода. Еще весной в кооперативах прошли проверки, а на днях Совет по конкуренции обвинил два из них в создании картеля для совместной продажи молока. То есть два кооператива совместно установили цену на сырое молоко. Проверка будет идти до весны, тогда и станет известно, какие санкции ждут кооперативы и ждут ли вообще. А пока им совместно запрещено продавать сырое молоко.

Кооперативы созвали по этому поводу пресс–конференцию в Министерстве земледелия. Звучали обвинения и в адрес Совета по конкуренции, и в адрес крупных молочных предприятий, которым это выгодно.

Руководитель кооператива Trikāta Улдис Криеварс (в прошлом правительстве советник премьера Домбровскиса) сетовал на то, что государство раньше все время призывало крестьян объединяться в кооперативы, самим кооперативам объединяться, а теперь ни за что ни про что ищут виноватых.

Говорилось и о том, что это сознательный наезд на крестьян. Как только они что–то решили делать совместно, их прижимают. А где был Совет по конкуренции, когда цены на сырое молоко были очень низкие, крестьяне разорялись? Почему тогда молчал?

На руку все это, по словам руководства трех кооперативов, крупным молочным предприятиям, которым не нужны конкуренты.

Улдис Криеварс прямо заявил, что два из самых крупных — Рижский молочный комбинат и Valmieras piens сейчас в руках российских инвесторов, а недавняя история с Krājbanka лишнее свидетельство того, к чему могут привести иностранные инвесторы. Кооперативы же строят свой молочный завод — дивиденды останутся в Латвии. Говорилось и о том, что производители получат продукты из натурального отечественного сырья, что цены будут приемлемые.

А теперь разберемся с претензиями по существу. Молочный завод в Елгаве никто не запрещал кооператорам строить. Совет по конкуренции ни слова об этом. Более того — государство как раз всячески лоббировало строительство этого завода, предоставило им гарантии под банковский кредит. Ни одно из крупных латвийских молочных предприятий ни госгарантий под кредиты, ни другой помощи государства не получает.

— Нам ни сантима не дали за все эти годы, чтобы хоть тонну продукта на экспорт помочь отправить. Хотя мы за счет экспорта в прошлом году заработали больше всех в отрасли — свыше 11,5 миллиона латов, — говорит изданию "Вести Сегодня" руководитель АО Preiļu siers Язеп Шнепстс. — А Trikātas siers работал с убытками, но им миллионы дали на строительство нового молокозавода в Елгаве и еще госгарантии предоставили. Так даже в советское время не работали. Если председателю колхоза давали деньги, а отдачи не было, его снимали.

Притянуто и то, что за проверкой двух кооперативов могут стоять какие–то большие предприятия.

— Trikāta — не конкурент Риге и Валмиере. Те в тройке самых крупных производителей молочной продукции в Латвии. А он очень далеко, — говорит нам глава Латвийской ассоциации молочных предприятий Янис Шолкс. — Что касается проверок, то предприятия нашей ассоциации постоянно проверяют самые разные службы — в том числе Совет по конкуренции. Здесь же государство помогает в строительстве завода, поэтому интерес проверяющих понятен. Если бы мы каждый раз по поводу проверок устраивали пресс–конференции, то они проходили бы каждый месяц.

Конечно, любой новый молочный завод — на руку потребителям. Но значение того, что строится в Елгаве, сильно преувеличено. Выпускать там будут индустриальное молоко — на экспорт, а еще сыры. Те же, что сейчас выпускает Trikāta, только в больших объемах. Но цена на продукты, как сказали мне, ниже не будет.

Уверения кооперативов, что проверка — подкоп под все кооперативное движение в Латвии, тоже преувеличение. Их роль пока слишком мала. Доля на латвийском рынке — 15%. В Литве — 40, в Швеции — 60, в Дании — 90. А отдача? Много ли на полках продуктов местных сельхозкооперативов?

— Создание кооперативов искусственно лоббируется сверху, отдачи нет, — считает Шнепстс. — В Западной Европе сейчас тоже не создаются кооперативы, а те, что есть, создавались десятилетия и столетия назад. Уверения о том, что в Европе молочную продукцию выпускают одни кооперативы далеки от истины. Примерно половина на половину. После развала колхозов у нас уже были так называемые кооперативы клиентов, когда без конкурса приватизировали мастерские, сушилки, автотранспорт. Что с ними стало? Даже металлолома не осталось.


Отметим, что в интервью газете Diena председатель правления АО Trikātas siers Раймондс Фрейманис признал, что в период дефицита молока, например, зимой, отдельные латвийские производители производят его из порошка: «Как об этом может узнать потребитель – не знаю. Те предприятия, которые не производят порошок сами, так делать не будут, потому что это не дает никакого экономического эффекта. Те же, кто сам производит сухое молоко, когда не хватает свежего молока, могут смешать порошок с водой, чтобы продолжить свои поставки в магазины».

Говоря о проверках, которые проводит Совет по конкуренции в кооперативах Trikāta и Dzēse, он отметил, что, что любая проверка неприятна, а потому вызывает беспокойство. Предприниматель пояснил, что до сих пор с ними никто не говорил. «Мы можем судить только по публичным заявлениям Совета по конкуренции и по тем материалам дела, с которыми могли ознакомиться наши адвокаты. Ситуация абсурдна. Утверждается, что Dzēse и Trikāta – конкурирующие кооперативы – являются преступным картелем. Совет по конкуренции не желает видеть – все что мы делаем, происходит в рамках одного и того же предприятия Latvijas piens, которое было учреждено с целью строительства молокоперерабатывающего завода», – сказал Фрейманис.

Предприниматель также отклонил все обвинения в том, что компании якобы согласовали цены вне проекта общего завода. «Совет по конкуренции распространил информацию, что доля производителя в стоимости молока сейчас слишком высокая и превышает 50%. Мне кажется, это смешно, учитывая, что в действительности крестьяне получают примерно 20 сантимов за литр молока. К тому же средний процент жирности молока, которое продает крестьянин составляет 3,9-4%, а не 2%, как у разбавленного водой молока, которое продается в магазинах. Это тоже надо учитывать. Слухи о том, что проект завода Latvijas piens повлияет на цены на молоко в магазинах, не соответствуют истине. Меня удивляет, что руководитель Совета по конкуренции Иева Яунземе публично обсуждает, нужен ли вообще проект Latvijas piens, заявляя, что если Latvijas piens будет конкурировать на рынке, станет только хуже», – возмущен предприниматель.


Написать комментарий