В парламенте Чечни две трети – за «единороссами»

Официальные данные о выборах в парламент Чечни, прошедших в воскресенье, показывают убедительную победу кандидатов "Единой России". Однако европейские наблюдатели выражают сомнение в демократичности условий для голосования, а проигравшие партии заявляют, что результаты сфальсифицированы.

К вечеру в понедельник было известно, что на выборах проголосовали около 66% избирателей, и “Единая Россия” набрала около 61,5% голосов. Второй с большим отрывом идет КПРФ с 12%, за ней – Союз правых сил, получивший примерно 11%. Остальные партии, как заявляет республиканский ЦИК, не преодолели пятипроцентный барьер. Среди аутсайдеров – "Яблоко, “Родина”, ЛДПР и Евразийская партия.

Между тем президент Чечни Алу Алханов заявил, что намерен отправиться в Брюссель и встретиться там с лидерами сепаратистов. Он не уточнил, о каких именно представителях сепаратистов идет речь.

Однако в пресс-службе Алханова Би-би-си сообщили, что речь может идти о бывших депутатах парламента самопровозглашенной Ичкерии. Президент Чечни призвал к возвращению в Чечню политических эмигрантов.

На выборах за 58 мест в двухпалатном парламенте помимо представителей восьми партий боролись независимые кандидаты – всего 344 человека. Это – первые выборы в парламент Чечни после того, как республика была возвращена под контроль федеральных сил. Предыдущие выборы в парламент проходили во времена президентства Аслана Масхадова.

Ожидается, что полные итоги выборов будут известны к концу этой недели. Глава федерального ЦИК Александр Вешняков заявил, что первое заседание парламента может пройти уже в декабре.

Вешняков заявил, что в целом удовлетворен ходом голосования. По его словам, даже представители Совета Европы не нашли серьезных нарушений. “Если они говорят, что видели на одном из избирательных участков плакат, который там не должен был висеть в день голосования, значит более серьезных замечаний они не нашли”, – заявил Вешняков.

Реальная власть и новые надежды

Тем не менее, глава миссии Совета Европы, наблюдавшей за выборами в Чечне, Андреас Гросс заявил, что выборы вызвали у него противоречивые чувства.

“Реальная власть [в республике] основана на законодательстве, которое не является демократическим, – заявил он Франс-пресс. – Мы видим очень слабую демократическую власть и очень сильную реальную власть, и эта реальная власть бесконтрольна”, – пояснил европейский парламентарий. Он выразил надежду, что воссоздание парламента позволит исправить ситуацию.

Представители “Единой России” отвергли упреки в том, что для победы партия задействовала “административный ресурс”, а именно – практически неограниченное влияние первого вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова. “Я ответственно заявляю – нам не подыгрывали. Мы выиграли честно. У нас мощная партия”, – заявил Би-би-си депутат Госдумы от Чечни Руслан Ямадаев.

“Мы выбирали себе парламент, и на каждое место баллотировалось как минимум пять человек. Кто-то из них проиграл, но в целом чеченский народ выиграл. Мы в первый раз создали парламент с разными мнениями и разными взглядами”, – подчеркивает он.

“Все места в парламенте были заранее расписаны”, – возражает Галина Михалева, руководитель региональной сети проигравшей партии “Яблоко”. По словам Михалевой, чеченские представители “Яблока” фиксировали хорошие результаты на местном уровне, однако статистика резко менялась на уровне территориальных избирательных комиссий, что говорит о подтасовках.

“Когда все проходит под дулами автоматов, и подсчет голосов контролировать невозможно, то это – совершенно естественно. Наверное, с точки зрения Алханова или Кадырова это справедливо”, – заявляет Михалева.

Политолог Алексей Малашенко из исследовательского центра Карнеги выделяет положительный факт самого воссоздания парламента. “Если этот парламент, каким бы он ни был, заработает, и в рамках парламента пойдут эффективные процессы, а не будет полного холуйства, то, безусловно, это будет очень хорошо”, – заявил он в интервью Би-би-си.

“Чеченское общество – достаточно зрелое, пусть и измордованное войной. Это общество на Северном Кавказе – пожалуй единственное, имеющее выход на создание гражданского общества. Это больно и тяжело, но чеченцы этой возможностью располагают”, – полагает Малашенко.

Однако политолог опасается, что на ход чеченской политики может оказать влияние нестабильность в соседних северо-кавказских республиках. “Последние 15 лет мы говорили, что Чечня плохо влияет на Северный Кавказ. А сейчас может произойти более ужасная вещь: Северный Кавказ может повлиять на то, что творится в Чечне”.

29.11.2005 , 10:07

news.bbc.co.uk


Написать комментарий