Glos Polakow

Выпуск №7 400-летие битвы под Саласпилсом

Товарищество «Инфленты», а точнее двое ее членов – Иван Гриневич и Марина Зотова – были инициаторами ряда мероприятий, связанных с этой датой. Разумеется, с большой поддержкой посольства Польши в Риге, СПЛ, местных властей и других институций.
Так, 27 сентября была открыта новая памятная доска на камне, установленном в Саласпилсе в память о славе польского оружия. Проведены две научные конференции. Появился ряд публикаций на эту тему в латышских периодических изданиях.
Предысторией битвы под Кирхольмом – так называлось это место около Саласпилса по названию замка недалеко от Икшкиле – был династический спор польского короля Сигизмунда III со шведским престолом. Более глубокие причины – это империальные стремления шведов сделать Балтику внутренним морем своей державы и противодействия Польши с другой стороны, что послужило началом польско-шведской войны в 1600 году, длившейся 60 лет.
События перед началом кирхольмской битвы развивались следующим образом. Летом 1605 года шведский король Карл IX выслал флот к устью Даугавы для взятия Риги. Началась осада этого стратегически важного для Речи Посполитой города. Настроения рижан преимущественно лютеранского вероисповедания были разными. Многие склонялись в пользу единоверцев шведов, но городские власти, представляющие интересы знати, богатых купцов, ведущих оживленную торговлю с Польшей, бывшей в тесном союзе с Великим Литовским княжеством, постановили Ригу шведам не сдавать. Гарнизон города был слабоват, но на помощь ему поспешил великий гетман литовский Ян Кароль Ходкевич (1560-1621). Его лагерь стоял под Дерптом (Тарту). Таллин и многие другие укрепленные города и замки в Эстонии были в шведских руках. Оставив на месте немногочисленную охрану, Ходкевич во главе трех с половиной тысяч человек, прибыл в район Икшкиле и расположился на холмах у замка Кирхольм.
Шведские силы под командованием Мансфельда (с флота), генерала Андерса Ленартссона (5 тысяч финов и лифляндцев) и короля Карла IX, высадившегося в Пярну тоже с 5 тысячами, соединились и окружили Ригу 25 сентября. Ходкевич, чтобы вести действия против превышающих численно шведов, выгодно расположил свои войска и выжидал, что Карл IX будет атаковать первым.
Шведы в течение ночи с 26 на 27 сентября прибыли на место сражения, расположили свою артиллерию, кавалерию и пехоту и в течение трех часов мокли под дождем, не начиная битвы. И тогда опытный польский гетман применил тактическую хитрость. Махнул булавой, и польско-литовские наездники начали имитировать бегство в сторону главных сил. Как только шведы ринулись вдогонку, гетман, используя мобильность кавалерии, особенно «летучих гусар», смешал построение шведских мушкетеров и копьеносцев, чем вызвал панику в рядах противника. Кроме того, с тыла на шведов обрушилась конница Фридерика Кеттлера, переправившаяся с левого берега Даугавы, и начался полный разгром армии Карла IX. Во время преследования едва не погиб сам король, пал храбрый Ленартссон, которого потом Ходкевич похоронил в Домском соборе.
Всего на поле боя шведы потеряли свыше 6 тысяч убитыми (Г.Мантойфель приводит данные 9 тысяч), но это считая погибших во время преследования, утонувших в реке, убитых крестьянами, обозленными на шведов за разорения. Польско-литовское войско – 100 убитых и 200 раненых.
Эта победа поляков была оценена историками и политиками тогдашней Европы как победа новой мобильной тактики, свободной от западноевропейских шаблонов. Она записана в милитарной истории всех времен как одна из самых великих тактических побед.
После Кирхольма перемирие со шведами длилось недолго – до 1608 года. А в 1621 гоу шведы заняли Ригу, в 1625 году начали морскую блокаду Гданьска, которую поляки прервали лишь в 1627 году, победив шведский флот под Оливой, но война продолжалась с перевесом то в одну, то в другую сторону.

08.12.2005 , 13:06

Станислав ЯНУШКЕВИЧ


Написать комментарий