Митрополит Александр: «Не столько Бог нуждается в человеке, сколько человек – в Боге»

Самый лучший подарок, который может получить православный христианин в день Рождества Христова - благословение своего Архипастыря. Вашему корреспонденту повезло дважды: накануне праздника Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии, согласился дать «Часу» эксклюзивное интервью.


Размышления о вере, церкви, государстве, национальном вопросе, болезнях неофитства и младо-старчества


Право прийти в храм


- Ваше Высокопреосвященство, прежде всего примите поздравления от редакции нашей газеты с прекрасным, чистым праздником Рождества Христова!

- Благодарю вас. Пусть у вашей газеты будет больше читателей, а у ваших читателей – больше светлых, праздничных дней в жизни.

- Пришло очередное Рождество, но некоторые проблемы у нас остались прежними. Так, латвийский Сейм вновь отказал православным и старообрядцам в просьбе объявить Рождество Христово по юлианскому стилю нерабочим днем. Между тем это пожелание православных и староверов публично поддержал даже глава Латвийской евангелическо-лютеранской церкви архиепископ Ванагс. Намерена ли Латвийская православная церковь, объединившись со старообрядцами, предпринимать дальнейшие шаги в этом направлении, добиваясь своей цели?

- Вы верно подметили, что этот вопрос напрямую касается не только православных, но и древлеправославных христиан-старообрядцев – четвертой по численности христианской конфессии Латвии, которая, как и мы, придерживается юлианского календаря. Обе наши конфессии дадут по численности свыше 400 тысяч человек.

Что касается Латвийской православной церкови, то мы сейчас стараемся достичь договоренности, чтобы те, кто празднует Рождество Христово 7 января, могли не выходить на работу в этот день и их за это не наказывали работодатели. Мне думается, не возникнет большой проблемы, если за этот пропущенный день человек потрудится в один из субботних дней, раз того требуют интересы организации. Зато в праздник Рождества Христова он будет находиться во храме, как того требуют церковные каноны. Такую норму мы хотим предложить в разрабатываемый сейчас Закон о Православной церкви.

Возрождение главного собора


- Рождество Христово – это храмовой праздник главного православного храма Латвии – Христорождественского кафедрального собора. Как продвигается его восстановление?

- Возрождение рижского Христорождественского собора – главная наша гордость последних лет. Это величественный храм, огромный по меркам Латвии. Сейчас на нем красуются новые купола, установлены новые иконостасы в приделах и нижнем храме, возведена изящная прочная ограда вокруг собора. Продолжается наружный капитальный ремонт – самая дорогостоящая часть восстановительных работ.

Но впереди еще много дел, в том числе и в нижнем храме собора. Предстоит сделать гидроизоляцию и гидродренаж – очень трудоемкие и требующие немалых средств работы. Нужно закончить роспись внутренней части собора, завершить ремонт фасада, благоустроить территорию вокруг храма. Предстоят серьезные материальные вложения, но я верю, что с Божией помощью и при содействии добрых людей православная святыня – собор, освященный в честь празднования Рождества Христова, – обязательно полностью возродится.

Услышать друг друга


- Наступивший год – год очередных выборов в Сейм. Церковь, и не только православная, а и любой другой конфессии, всегда воспринималась политиками как лакомый кусочек. Оно и понятно: прихожане – это избиратели… Как вы относитесь к тому, что церковь пытаются использовать в политических целях?

- Попытки втянуть церковь в политические игры мы категорически не приемлем. Очень неприятно слышать, когда уважаемые в обществе люди вдруг начинают говорить о конгломерате церкви и какой-либо отдельной политической партии. Увы, такие высказывания лишь демонстрируют необразованность самого говорящего. Мы будем благодарны, если партия пожертвует церкви или конкретному храму, ибо любое даяние – есть благо. Но обещать взамен голоса избирателей, вести какую-то торговлю – недостойно.

Хрустальная мечта (простите за светскость формулировки) религиозного лидера, и моя в том числе, – это постоянный диалог государства и церкви. В данный исторический момент мы разделены и в идеале должны находиться в постоянном контакте, диалоге, ведь только так можно услышать и понять друг друга. И, на мой взгляд, государство проявило бы больше мудрости, если позволило бы церкви расширить сферу деятельности в тех областях, где могло бы проявиться ее социальное служение.

- Например?

- Несколько лет подряд на нашей церковной конференции «Церковь, семья, школа» мы ведем разговор о возможности преподавания основ христианства в школах. На конференции выступают самые разные люди – врачи, учителя, даже министры. В своих докладах, произносимых с высокой трибуны, все соглашаются с тем, что воспитание нравственности и формирование морали современной молодежи – вопрос тонкий, деликатный, и церковь вполне могла бы и даже обязана в этом процессе участвовать. Но когда дело доходит до конкретной работы… В общем, получается, как в известной басне, – воз и ныне там.

Спасти для жизни вечной


- По вашему мнению, насколько плотно Православная церковь ассоциируется с русскими?

- Если вы имеете в виду православие в России, то там эта связка почти стопроцентна, потому что подавляющее большинство населения – русские. Именно на российский просторах особенно пронзительно звучит фраза Достоевского «Настолько ты русский, насколько православный».

Что касается православия в Латвии, то наша ситуация несколько специфична. Да, Православная церковь – единственное, что сплачивает русских, и каждый, кто считает себя русским и православным, должен иметь в душе любовь, благоговение и благодарность церкви. Но те, кто пытается использовать православие как знамя борьбы за русские интересы (а этим «балуются» некоторые называющие себя русскими газеты, бизнесмены и политики), оказывают церкви медвежью услугу. Не исключено, конечно, что они и сами не ведают, что творят. Но за те последние двадцать лет, когда разрешено свободно посещать церковь и за это никто не преследует, согласитесь, можно было бы кое-чему и научиться и кое-что понять. Хотя бы для того, чтобы оправдать свой диплом о высшем образовании.

Церковь – не политическая партия, не общественная организация и не клуб по интересам. Мы не можем возглавлять общественно-политическое движение любого идеологического направления. Вспомните, ведь сам Христос отказался встать во главе освободительного движения иудеев против римлян, за что был не понят даже некоторыми своими учениками. Вместо этого он предпочел смерть на кресте – чтобы искупить наши грехи. Такова была его миссия. И церковь в этом смысле повторяет путь Христа, ведь ее единственная цель – спасение душ человеческих ради жизни бесконечной. По слову святителя Иоанна Златоуста, «земная жизнь есть время лишений и страданий, будущая жизнь – время наград, утешения и бесконечной радости».

О национальном вопросе


- Много говорят о миссионерской деятельности церкви. Что это означает в условиях нашей страны?

- В нашем случае это прежде всего – не делать разницы между латышами и русскими: в церкви, по слову апостола Павла, «нет ни иудея, ни эллина». У нас открыты православные латышские приходы, где богослужение ведется на национальном языке, прихожане-латыши – это приблизительно пятая часть моей паствы. У нас семь священников-латышей, пятеро рукоположены мной. Всем нужно наконец понять, что православие не было принесено в Латвию на советских танках в сорок пятом году, а существует на этой земле с XI века. Данные археологии (древние городища, кладбища, остатки зданий и музейные экспонаты), топонимики (названия ряда латвийских географических объектов), лингвистики (языковые нюансы латышского и русского языков, хроника Генриха Латвийского, Ерсикское Евангелие) – все это неоспоримо свидетельствует о том, что православие существует на этой земле уже порядка десяти столетий.

Специально для скептиков: я полагаю, ни у кого не повернется язык упрекнуть святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (к слову, в свое время служившего в Латвии) в том, что он нес свет православия японцам. Живший в XIX-XX веках святитель Николай более 50 лет проповедовал в наглухо закрытой для иностранцев и иноверцев Японии, строил храмы, издавал на японском языке православные журналы. Его служение пришлось на несчастную для России русско-японскую войну… И почему-то никто не задавался глубокомысленными вопросами вроде: «А не пора ли православной церкви в Японии возглавить русское движение?»

Зерна неофитской революции


- Русские в Латвии чувствуют свою оторванность от этнической родины, а Россия только кормит обещаниями о поддержке соотечественников. Может, именно поэтому на Православную церковь латвийские русские возлагают такие большие надежды?

- Не питайте иллюзий. Поднять церковь на штык стремятся не столько даже русские (тут я имею в виду тех образованных, интеллигентных русских людей, которые чувствуют себя наследниками великой культуры), сколько неофиты. Это они, пришедшие во храм и крестившиеся без году неделя, не имеющие ни духовного опыта, ни даже желания его приобрести, не знающие церковных канонов, устава, обычаев, традиций, в конце концов, накопленной тысячелетиями истории, стремятся поучать святую церковь и, размахивая шашкой наголо, «наш и новый мир построить».

В этом нездоровом революционном порыве взять да и смести неугодную власть, хоть светскую, хоть церковную, четко прослеживается извечная борьба лукавого с церковью, ведомая через соблазненных им людей. Но мы твердо верим и уповаем на обещание Спасителя: «Созижду церковь мою, и врата адовы не одолеют ее». Две тысячи лет церковь живет по своим внутренним непреложным законам. Благодаря их неукоснительному соблюдению церковь сохраняется незыблемой в самые страшные дни гонений и преследований с какой бы то ни было стороны. А вот имена ее гонителей бесследно стираются, и «память их погибе с шумом».

А потом посмотрите, где эти крикуны-неофиты бывают 31 декабря? Правильно, за обильным праздничным столом, где основное блюдо – мясное жаркое, а напиток – водка или вино. Меж тем настоящие православные 31декабря – на службе во храме, а новогодний стол у них постный, так как вплоть до 7 января длится Рождественский пост. Вера – это не кухонные разговоры о Боге и церкви, это – ежедневная практика, образ жизни. И слова «вера без дел мертва есть» надо понимать не только как крупное пожертвование, на которое можно начать строить храм, но и молитвенное стояние персонально самого жертвователя, если, конечно, он называет себя православным.

- Что же это такое – быть православным?

- Человек не рождается православным христианином, он становится таковым после рождения. И с той минуты, когда человек принимает для себя христианство как закон, начинается тяжелый, изнурительный, ежедневный труд. Предстоит многое изменить в своей жизни, изменить саму жизнь и даже образ мыслей. Нужно старательно, кропотливо, до боли работать над своей душой, ведь возрастание духовности – это многотрудная, напряженная и скорбная борьба с самим собой. Как воин отвоевывает у врага каждую пядь своей земли, так православный христианин день за днем ведет сражение с врагом рода человеческого, со своими страстями и пороками.

Эта ежедневная битва и есть самое сложное, а поскольку сложностей мы ох как не любим, и начинаются вся эта околесица, карикатурность на церковность и веру, эти неофитские выпады. Православие – религия для тех, кто не ищет легких путей. Это борьба на всю жизнь, и самая решающая победа в этой борьбе – победа над самим собой. Путь к спасению легким не бывает, а если кто-то утверждает обратное, знайте, что это обман. «Кто не возьмет своего креста и не следует за мной, тот не достоин меня», – говорит Христос.

Опасность младостарчества


- Владыко, в одном из интервью вы говорили, что священник должен приводить людей не к себе, как к личности, а ко Христу. В противном случае, когда личность священника становится для мирянина доминантой, можно говорить о начале формирования секты. Но ведь человеку так хочется найти идеал, которым можно восхищаться, да и священнику тяжело устоять перед мирским соблазном…

- Да, да, это очень трудно. Мир очень хитер, под разными благовидными и не очень предлогами он пытается, простите, порулить церковью, которая, как сказано в Священном Писании, «не от мира сего».

В наше время, когда преемственность подлинной православной духовности, разорванная долгими годами атеизма, только начинает восстанавливаться, проблема духовничества является одной из самых острых проблем церкви. К великому сожалению, в церковной среде нередко встречается явление младостарчества, об опасности которого нас предупреждает Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Вот что говорит Его Святейшество: «Некоторые священники нашей церкви, сохраняя на словах преданность своему священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких «старцев». Они пытаются привлечь к себе излишнее внимание мирян и тем самым создать себе авторитет. Нездоровая зависимость от личности такого «старца» (а лучше назвать его младостарцем) порождает искаженные формы приходской жизни: люди идут в церковь, чтобы встретится «со своим батюшкой», а не с Христом, чтобы поговорить со знакомыми, а не для молитвенного общения. Все это ведет к серьезным последствиям: разрушается церковное сознание как у самих «старцев», так и у их паствы, теряется сам принцип церковной соборности. В результате люди, «нашедшие дорогу в церковь», отворачиваются от нее, несмотря на воссоздание внешнего благолепия храмов. В этом вина не их, а подобных «старцев» – лжепастырей».

- Как в церкви принято поступать в случае обнаружения подобных грехов за конкретным священником?

- Все мы не ангелы, каждый может оступиться. Христос, как вы помните, помиловал даже разбойника и душегуба, распятого вместе с ним, и за искреннее покаяние этот разбойник первым вошел в рай… Каноны Православной церкви строго запрещают выносить на всеобщее обсуждение канонические нарушения священнослужителей. Церковное судопроизводство обязано быть закрытым. Этих правил придерживаются и другие традиционные христианские конфессии. Впрочем, и с общечеловеческой точки зрения публичное обсуждение чужих пороков и проступков безнравственно и неблагородно.

Бог ждет нас


- Владыко, я знаю многих людей, которые не могут переступить церковного порога, считая себя великими грешниками. Они боятся своего недостоинства, твердят, что Бог их не простит. Что можно посоветовать таким людям?

- Надо попытаться посмотреть на себя другими глазами. В данном случае тяжкие, не пускающие в храм мысли о «своих великих грехах», – оборотная сторона гордыни, первого смертного греха. Удивлены? Смотрите, вот человек думает: ах, я такой грешник, мой грех такой большой… А Бог, что же, такой маленький, что не сможет простить грех человека – своего дитя, своего создания?

Господь ждет каждого из нас. Христос сошел с небес, и вочеловечился, и пришел на землю к людям, «чтобы грешныя спасти», и был распят за наши грехи – вот как Бог возлюбил человека. А после того, как свершилось воскресение, Господь долготерпит нас, ждет, когда мы сами обратимся к нему с покаянием. Ведь это мы нуждаемся в Боге, и это нам нужно идти к нему со слезами, как блудным сыновьям, через страдания, через переживания, через душевные терзания.

- Еще раз примите, Владыко, самые сердечные поздравления с великим праздником Рождества Христова. Что же можете пожелать вы, Архипастырь, в этот день чадам святой Православной церкви и людям, только стоящим и не решающимся переступить церковный порог?

- Пожелание может быть таким… Существует непреложный духовный закон: любое содеянное зло возвращается к сотворившему его многократно умноженное. Живите по заповедям Божиим и по правде Божией. И тогда никакое зло не прикоснется к вам.

07.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий