Хозяин квартиры — он же хозяин дома

С начала процесса приватизации жилья прошло немало времени. Казалось бы, владельцы квартир должны знать все нюансы обслуживания и содержания частной собственности. Но, как выяснилось, многие жители полагают, что их жилье — это их крепость, а дальше — хоть трава не расти. Некоторые вопросы газете «Динабург Вестник» осветила юрисконсульт ООО «Предприятие жилищного и коммунального хозяйства» (ПЖКХ) Бирута Вишневская.

— Приватизация состоялась. Но иные горожане до сих пор живут понятиями советских времен. Расскажите об обязанностях владельцев квартирной собственности.
— Согласно Закону “О квартирной собственности” есть два вида собственности: отдельная квартирная и общая. Первый вид собственности определен квадратными метрами квартиры с занесением в Земельную книгу. Общая же собственность — это условные единицы всего дома, которые определены для каждого владельца квартиры пропорционально его доле собственности. Это крыша, подвалы, подъезд, чердак, стены и земельный участок, закрепленный за каждым домом. Согласно упомянутому Закону, каждый собственник обязан участвовать в обслуживании и содержании дома. На сегодняшний день обслуживанием почти тысячи жилых домов в Даугавпилсе занимается ПЖКХ. Их обслуживание осуществляется согласно так называемому договору полномочий, заключенному между Гордумой и ПЖКХ, действующему до момента создания общества собственников или выбора уполномоченного лица от имени собственников квартир, имеющих право принять решение о переводе дома в баланс самоуправления на собственное содержание. Кроме Закона “О квартирной собственности”, об этом же гласит статья 51 Закона “О приватизации жилых домов государства и самоуправления”.
— Многие жильцы недовольны тем, что монопольная структура взимает квартплату, но при этом мало делает для достойного содержания и обслуживания Жилищного фонда города.
— Все относительно. Например, в Валмиере стоимость квадратного метра составляет 35 сантимов, в Екабпилсе, если не ошибаюсь, около 20 сантимов. Средняя цена по Латвии — 20 сантимов. Сравните и станет ясно, что наш нынешний тариф в 8,2 сантима, не менявшийся с 1998 года, не выдерживает никакой критики. На эти скромные деньги можно лишь выполнить самые необходимые работы, то есть поддержать дом в мало-мальски жизнеспособном состоянии. На другие операции найти деньги очень сложно, ведь мы существуем за счет квартирных денег, взимаемых с жильцов. Что касается капитального ремонта, реставрации и обновления крыши, установки дверей, водонагревателей или теплоузлов, то средства на эти цели должны привлекаться из дополнительных источников. Данный вопрос решается на общем собрании владельцев жилья: либо брать кредит, либо изыскивать иные варианты привлечения средств. Статья 12 Закона “О квартирной собственности” как раз гласит о том, что дополнительные расходы на содержание дома каждый собственник обязан покрывать, исходя из своей доли собственности. Люди, в конце концов, должны понять, что, по примеру частного дома, они стали собственниками жилья, в котором обитают. А значит, несут за него ответственность. К сожалению, многие до сих пор живут по принципу: “Моя хата с краю”. А дальше ничего не хочу знать.
— По понятным причинам далеко не все хотят связываться с кредитами. Тогда откуда брать деньги?
— Насколько я осведомлена, действительно, в Даугавпилсе жильцы лишь одного дома рискнули взять банковский кредит. Мы тоже не кредитная организация, поэтому речь о выдаче кредитов идти не может. Но есть другой вариант. Ремонт и установку теплоузлов и водоподогревателей, а также другие трудоемкие и дорогостоящие работы мы выполняем с последующей беспроцентной оплатой. Это довольно удобно для жильцов, в квартирные счета которых включаются расчеты за выполненные операции.
— Некоторые люди жалеют о том, что приватизировали свое жилье, так как не видят особого различия между двумя видами собственности — частной и муниципальной: платить за коммунальные услуги приходится так же, а от хлопот по содержанию дома голова кругом идет.
—Такая проблема существует. На собраниях владельцев жилья, где мне приходится присутствовать в качестве представителя ПЖКХ, часто приходится слышать о том, что заставили приватизировать жилье. А теперь вот, мол, столько проблем. На самом деле приватизация являлась делом добровольным. Многие воспользовались ускоренной приватизацией. Если помните, люди в очередях стояли. Другое дело, что их толком никто не информировал, как лучше поступить, что удобнее и выгоднее. Зато, в отличие от нанимателя, собственник имеет право распоряжаться своим жильем как пожелает. Например, продать.
— Насколько мне известно, некоторые жители без всяких проблем умудряются продать и неприватизированное жилье. Причем с огромными долгами.
— Это так. Наниматели обращаются в фирму, которая быстро оформляет все необходимые документы для права приватизации жилья третьему лицу. Но данная ситуация как нельзя лучше способствует мошенничеству. Разве разумно отдать свое жилье первому встречному? Результатом таких непродуманных поступков может стать то, что квартиросъемщик в итоге рискует оказаться на улице. Не могу точно сказать, имелись ли в нашем городе подобные случаи, но практика продажи жилья через фирмы в Даугавпилсе существует. Именно поэтому самоуправление выделяет квартиры лицам, ведущим специфический образ жизни, без права приватизации. Некоторые люди опасаются, что такое жилье у них в любой момент могут отнять. Но это не так. Если наниматель добросовестно оплачивает все коммунальные услуги, то никто не будет выселять его из квартиры.
— Вы упомянули о том, что были в Валмиере. Как у них обстоит дело?
— Валмиерский опыт для нас очень полезен. У них немало домов, отказавшихся от опеки монопольной структуры, организовавших общество собственников. Но, как я уже говорила, в Валмиере совсем другие расценки, позволяющие положительно решать многие хозяйственные проблемы. Но главное даже не в этом. В отличие от жителей Даугавпилса, там жители прониклись сознанием ответственности за свое жилье. Они вкладывают деньги в утепление домов, вставляют пластиковые окна и двери, обновляют и ремонтируют кровли, словом, финансово активно участвуют во всех ремонтно-строительных мероприятиях.

ОТ РЕДАКЦИИ

Данное интервью можно считать своеобразным шагом вперед с точки зрения взаимоотношений “житель-чиновник”. Нельзя не отметить, что “государевы люди”, наконец, перестают “гнать” откровенную “пургу”. Полезна и общая мысль интервью, продвигающая людей к факту осознания того, что приобретенная квартира — отнюдь не вечная покупка. В этом мире нет ничего вечного. Однако мимо некоторых высказываний и умозаключений в плане нестыковки пройти сложно.
Первое, на чем хотелось бы остановить внимание читателя: да, приватизация состоялась, но приватизация отнюдь не закончена с покупкой квартиры, о чем неоднократно и писала наша газета. И г-жа  Бирута Вишневская это признает. Смотрим: “Обслуживание осуществляется… от имени собственников квартир, имеющих право принять решение о переводе дома с баланса самоуправления на собственное содержание”. С баланса на баланс, насколько известно, что-то принять можно, а с “баланса на содержание”?.. Если ты что-то купил, по идее, оно твое, если не купил, тогда, видимо, не твое. Последнюю мысль, что “не все твое, что твое”, подтверждает следующая мысль: “Обслуживание домов осуществляется согласно так называемому договору полномочий, заключенному между Гордумой и ПЖКХ”. Возникает вопрос: если есть договор между Думой и ПЖКХ, при чем здесь вообще собственники квартир? Пусть Дума и платит — за замену теплоузлов, водогревателей и т.д.
Третье. Умиляют “скромные деньги”, которые ПЖКХ взимает с жителей “на собственное существование”. Вспоминаем арифметику. Основываясь строго на цифрах, приведенных самой г-жой Вишневской, берем 1 000 жилых домов, умножаем на 8,2 сантима, умножаем на площадь усредненной квартиры (45 кв. метров) и умножаем на среднее количество квартир в домах (60). Получаем 221 400 латов! В месяц! Это ли скромно?
И последнее. Нынче стало модно ссылаться на опыт Валмиеры. Вначале наши депутаты тихо сослались на нее в вопросе оплаты труда чиновников и мэра, теперь чиновники начинают кивать на валмиерчан в вопросе стоимости обслуживания квадратного метра жилья. И все почему-то “забывают”: величина городского бюджета 33-тысячной Валмиеры занимает третье место в республике после Риги и Вентспилса. А 112-тысячный Даугавпилс занимает только пятое!! Как известно, городской бюджет более чем наполовину формируется за счет налогов, полученных с заработной платы жителей. Вопрос: это ж какую зарплату получают валмиерчане, имея в три раза меньше жителей, а бюджет больше нашего Даугавпилса? В Дании стоимость обслуживания квадратного метра жилья значительно выше, чем в Валмиере, но там и соответствующая зарплата. Так, может быть, вопрос стоит не в арифметике, а в уровне жизни? В уровне жизни тех самых людей, за счет кого, в конечном счете, жируют наши чиновники?! Те, кто в отличие от валмиерских чиновников, и угробили всю промышленность Даугавпилса! Оставили людей без средств к сущствованию!
Так стоит ли наводить тень на плетень? Восемь сантимов мало? Наверное, немного. Только для кого? Думается, в первую очередь, для самих чинуш…

26.01.2006 , 12:50

Анатолий КРЫЛОВ


Написать комментарий