…ибо не веруют, что творят

«Если через два дня мы не получим приличной пищи, я взбунтую какие-либо племена. Честное слово! Назначу себя уполномоченным пророка и объявлю священную войну, джихад. Например, Дании... При современной политической обстановке даже Лига наций удовлетворится таким поводом к войне». И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок», Глава XXXII «Багдад».


Признаюсь сразу – на поиски этого эпиграфа к материалу меня подвиг один комментарий читателя на форуме «Часа». За что автору – отдельное спасибо.

Но теперь – о главном. В последние дни в сводках мировых новостей волна мусульманских протестов по поводу карикатур на пророка Мухаммеда вытеснила на второй, а то и третий план все остальные события, как бы важны они ни были.

Тут даже наши власти озаботились дополнительной охраной посольств Норвегии, Дании и Франции в Риге. Понятное дело, что рижские мусульмане не будут громить диппредставительства, но чем шайтан не шутит…

Если говорить откровенно, я считаю, что обижаться есть смысл лишь на то и на тех, кто обижает тебя сознательно. На глупость или бестактность обижаться нет смысла – это непрактично и глупо. И вообще, если задуматься, – чем уверенней человек в своей правоте, тем в меньшей степени он подвержен обидчивости.

Да и о различии культур и традиций тоже не стоит забывать. Вот, к примеру, слово в каком-нибудь языке означает что-то вроде добродетели, но звучит оно так, что на другом языке означает что-то неприличное и оскорбляющее чьи-то национальные чувства. И что теперь делать с лингвистикой и языкознанием? Если кто не знает, по-латышски щетка называется suka . Как теперь поступать – не чистить зубы?

Честно говоря, меня эта буря в стакане воды удивляет. Ну, нарисовал шутник, явно не знакомый с традициями ислама (да откуда в Дании ислам?) пару-тройку картинок, причем сделал это почти полгода назад, да и опубликовал в своей газете, про которую дальше Дании никто и не слышал. (Видел я эти картинки – не впечатляют…) Так бы они и остались незамеченными, если бы не крики обиженных.

И тут понеслось! Обиженные требуют наказать и предать анафеме, грозят и поджигают… Те же, кто на этих обиженных обиделся, назло решили в своих газетах перепечатать эти самые карикатуры, отстаивая таким образом свое право на свободу, в том числе – слова и изображения.

Я не оправдываю и не осуждаю, хотя стараюсь понять и тех, и других. Но не очень получается. Меня пытаются убедить, что область религиозных чувств – вещь особая, и здесь шутки неуместны. А почему особая? И почему неуместны шутки?

Вспомните хотя бы всемирно известную серию карикатур о сотворении мира француза Жана Эффеля или Херлуфа Бидструпа (тоже, кстати, датчанина). Никто не старался ввергнуть в геенну огненную за их рисунки. Более того, всякими премиями награждали…

Думаю, что надо смотреть на все происходящее не то чтобы проще, но – по-другому. Если бы я был человеком глубоко верующим, то на иноверца, каким-то образом обидевшего меня и мою веру, я бы, наверное, смотрел как на несчастного, который не знает и не понимает того, что знаю и понимаю я. Можно было бы еще и помолиться за спасение его заблудшей души. А что касается наказания, то я и сейчас знаю твердо: наказать его есть кому и без меня…

Да, чуть не забыл…

Вчера по дороге на работу в троллейбусе ненароком толкнул одного из пассажиров, достаточно молодого мужчину. Как человек вежливый, тут же извинился. Но одновременно получил внушительный толчок, видимо кулаком, в спину: «Ты чего толкаешься?» На мою реплику, что я, мол, извинился и ничего дурного не хотел и не нарочно я это сделал, услышал в ответ: «Нет, нарочно!» Мои аргументы оказались исчерпаны…

09.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий