«Мы не хотим быть жителями богатой свалки»

Жители маленькой Деменской волости Латгальского района оказались на передовой в той войне, которую предстоит пережить всем нам в ближайшее время. Войне за выживание перед угрозой экологической катастрофы.

Жители Латгалии хотят остановить экологическую катастрофу

На территории волости уже двадцать лет находится гигантская свалка. Начали строить вторую, которая красиво называется полигоном. В нескольких километрах – Игналинская АЭС, рядом с которой собираются возводить новую атомную станцию, а радиоактивные вещества поместят в могильнике опять же на границе волости. Наконец, здесь хотят организовать хранилище асбестосодержащих материалов, опасных для здоровья. Один из жителей волости написал на заборе огромными буквами: SOS!

Мусор вчера и сегодня

Как говорил герой фильма про Чапаева, «красные пришли – грабят, белые пришли – грабят. Куды крестьянину податься?». Жители Деменской волости могут фразу переиначить: «При СССР заваливали мусором и при Евросоюзе хотят всякой опасной гадостью заморить».

А беда их в том, что живут на природной глиняной линзе. Как бы огромная глиняная тарелка находится под землей как раз в этом месте. И потому в 1986 году на территории волости открыли свалку бытовых отходов. Она должна была прослужить не менее четверти века. Но…

Во-первых, мусорить мы все стали гораздо больше. Раньше покупки заворачивали в бумагу, а бутылки из-под молока возвращали «на обмен». Теперь каждая мелочь – в собственной пластиковой упаковке. Каждый день в доме – полный пакет отходов. А все наши пакеты попадают на свалку. В итоге «линза» уже полна до краев. Пора оборудовать новое место.

Во-вторых, после вступления в ЕС начали действовать новые природоохранные правила. Многие мелкие свалки уже закрыты. Остальные, в том числе Деменская, доживают последние месяцы. Вместо них в Латвии появится 11 современных полигонов по утилизации бытового мусора. Четыре из них уже готовы. Пятый, все в той же Деменской волости, начали строить. Закончат в мае 2007 года. Это будет действительно инженерное сооружение. На дне – несколько изоляционных слоев, в том числе спаянная в одно полотнище особо прочная пленка. Система дренажных труб, по которой инфильтрат, то есть образующаяся жидкость, будет собираться и перерабатываться на очистных сооружениях в Даугавпилсе. Предусмотрены даже ловушки для грызунов и система отпугивания птиц по периметру.

На новых полигонах, которые уже действуют, вы не найдете ни одной чайки или вороны. Их отпугивают записанные на магнитофон крики сородичей, предупреждающих об опасности. 65 процентов стоимости этого сооружения, то есть 4,2 миллиона евро, выделено европейскими фондами. Дается полная гарантия, что ничего вредного от такой свалки в природу не попадет. А старый «мусоросборник» тем временем рекультивируют, то есть засыплют изолирующим слоем глины, потом землей – и курган засеют травкой.

Что в мусорнике?

Вроде бы полная идиллия. Но, по некоторым данным, среди бытовых отходов на старой свалке немало и опасных веществ. Еще во времена завода химического волокна сюда поместили контейнеры с капролактамом. Вывозили и промышленные отходы с других предприятий. Да вот совсем недавние цифры. В 2001 году, если верить официальному отчету, бытовые отходы на свалке составили 107 700 кубометров, 3300 кубометров – опасные отходы. В том числе капролактам – 159 кубометров, асбестосодержащие материалы – 797 кубометров. Что с этим всем делать? Как поведут себя эти вещества после того, как их накроют слоем земли?

Руководитель Даугавпилсского управления коммунального хозяйства  Айвар Пуданс пояснил, что на каждой бытовой свалке есть процент опасных отходов.

- Вы же не можете проконтролировать, что лежит в мусорнике: шприц, градусник, старые батарейки, лекарства или крысиный яд? Кто-то выбросит в контейнер неисправный телевизор. Естественно, он пойдет под пресс. Для полной гарантии нужна тщательная сортировка мусора. Такая, как в Европе. Сортировка начинается уже на первом этапе, когда сами жители выбрасывают в разные контейнеры бумагу, пробки, пластмассу, стекло и так далее.

- Кстати, почему они такие сознательные, а наших никак не приучить к порядку?

- Все очень просто. За вывоз мусора в европейских странах платят много, особенно за превышение оговоренных объемов.. Но можно самому приехать к предприятию по переработке отходов и бесплатно разложить мусор по контейнерам. А за те сантимы, которые пока у нас стоит эта услуга, никто не будет напрягаться. Но это еще не все. Потом все отходы по транспортеру идут на сортировку. Металл, бумага, стекло, пластмасса – все поступает на переработку. Остальное – сжигают. Свалок просто нет.

Опасные вещества при такой системе не могут оказаться в общей массе, их нейтрализуют на специальных предприятиях. Оказалось, что нам на европейские деньги построят все-таки не мусороперерабатывающий заводик, а свалку. И сортировка мусора на ней не предусмотрена. Это стоило бы вдвое дороже выделенных четырех миллионов. Сортировкой мусора по договору займется фирма BAS.

Что касается существующей свалки, которая находится в ведении фирмы «Эколатгале», то на ней ни сбор инфильтрата, ни прочие природоохранные меры предусмотрены не были. Но результаты мониторинга показывают, что загрязнение хотя и переходит границы свалки, находится в пределах природной глиняной линзы. После рекультивации предусмотрено, что образующийся газ – метан – будет выводиться и сжигаться. Так это делается в Гетлини и в других местах.

«Шиферная» проблема

Но жители волости дважды собирали подписи под письмами протеста по другому поводу. Причем каждый раз в этой акции участвует четверть населения – с учетом стариков и младенцев. А это уже фактически референдум, с которым нельзя не считаться.

Тревогу породило еще одно решение ЕС, по которому в строительстве запрещается применять асбестосодержащие материалы. Причем не только на новых объектах, но и на старых. Это значит, что все шиферные крыши в Латвии надо заменить. Решение это в нашей стране пока заморожено. Во-первых, никто не знает, как заставить человека разломать свою вполне целую крышу и уложить, к примеру, симпатичную черепицу. Он, может, и не против, но за чей счет? За свой? Так уж, простите, лучше от частиц асбеста помереть, что не обязательно, чем от голода, если все деньги на новую кровлю угрохать. В бюджете статьи «замена крыш» тоже нет, так что вопрос остается открытым.

Во-вторых, неизвестно, куда девать этот самый старый шифер. На свалку его везти нельзя, хранилища для таких материалов тоже пока нет. Фирма BAS, расположенная все в той же Деменской волости, занимается сейчас хранением и доставкой на переработку опасных отходов. Она и взялась построить хранилище для асбестосодержащих материалов. Состоялось два общественных обсуждения, прошедших тихо и мирно. Благополучно пройдена государственная экспертиза, разрешение получено. И вдруг тихих деменцев будто подменили. В волости 2060 жителей. Против данного объекта собрали 480 подписей. А потом повторно – еще 414 подписей. Волость разрешения на строительство не дала. Фирма в судебном порядке оспаривает законность этого решения.

Недавно к депутатам Деменской и соседней Лауцесской волости приехали депутат Сейма от «Нового времени»  Сармите Кикусте со своим помощником Сергеем Степановым. Они убеждали волостных депутатов в том, что новый объект по хранению опасных отходов… улучшит состояние окружающей среды.

Экологический парадокс

Эту оригинальную точку зрения объяснил «Часу» Сергей Степанов.

- На наш взгляд, именно старая свалка представляет реальную угрозу окружающей среде, – считает помощник депутата. – Здесь хранятся очень многие вредные вещества. Это и органика – кости и прочее. И те же стройматериалы, которые вывозятся под видом мусора. Инфильтрат, то есть образующийся раствор, никто не собирал и не собирает, он неизбежно попадет в речку Лауцесе, а оттуда – в Даугаву.

Как ни парадоксально, строительство хранилища для асбестосодержащих отходов может спасти положение. Согласитесь, лучше хранить опасные вещества так, как положено, а не зарывать вместе с мусором.

Есть и еще некоторые соображения. Какова технология хранения? Шифер измельчается, засыпается в мешок, потом сверху надевается еще один мешок – и все это опускается в землю. Асбест опасен тогда, когда мелкие волокна попадают в воздух и в легкие человека, вызывая опасные болезни. Это происходит тогда, когда истирается сухой шифер. Но во влажной среде это абсолютно безопасный материал. Более того, он впитывает в себя влагу и удерживает ее. По плану хранилище находится ниже уровня нынешней свалки. Следовательно, это будет своего рода барьер на пути отравленных вод. Вот что мы пытаемся объяснить депутатам!

Свое положительное заключение о строительстве хранилища для шифера и прочего прислал волостному совету руководитель общественной организации «Озолс» Аркадий Посевин. Он, правда, сомневается в том, что хранящийся в двух полиэтиленовых мешках шифер каким-то образом будет взаимодействовать с водоносным слоем. Но убежден, что барьером станут инженерные сооружения нового хранилища.

Почему же эти доводы не убеждают депутатов? И вообще почему доселе безмолвные латгальцы вдруг кинулись протестовать?

Чаша терпения переполнилась

Председатель Деменской волости  Валентина Гадзане так прокомментировала ситуацию:

- У жителей волости переполнилась чаша терпения! Вы даже не можете представить того психологического напряжения, которое мы все испытываем. Мы ведь находимся в 30-километровой санитарной зоне вокруг атомной станции. Но литовцы хоть льготы имеют, а у нас – ничего, кроме страха. Огурцы пожелтели – уже все думают, что произошла утечка. Поросенок с дефектами родился – поползли слухи о мутациях. Конечно, никто из нас не хотел жить возле свалки. Но в 1986 году согласия волости никто не спрашивал. Как и разрешения на хранение капролактама.

Игналинскую АЭС собираются закрыть. И у жителей появилось ощущение, что ситуация улучшится. Но тут начали писать о проекте строительства в наших краях нефтеперерабатывающего завода. Потом – проект хранилища для асбестосодержащих отходов. Стало известно, что на границе появится могильник для радиоактивных отходов. А наше правительство намерено участвовать в строительстве новой атомной станции – рядом со старой. В общем, снова обложили со всех сторон. Что хотят сделать из нашего края? Всеобщую помойку, куда никто не захочет шагу ступить?

Психологический настрой людей изменился. Они начали протестовать. И самоуправление просто обязано считаться с настроениями жителей волости.

Депутатов доводы визитеров не убедили. Что, в Латгалии можно провести очередной эксперимент на живучесть? Еще один аргумент представителя Сейма: за хранение опасных отходов мы будем получать гораздо больше, чем за бытовой мусор. Дескать, сами не понимаем своей выгоды. Знаете, мне это напомнило обсуждение проекта хранилища ядерных отходов. Тогда литовский специалист сказал, что этот край все равно малоразвитый, так давайте здесь и устроим опасную зону – на ближайшие триста лет! Но мы не хотим, чтобы Латгалия превратилась в богатую свалку. И будем отстаивать интересы жителей края.

Справка

По результатам проведенного мониторинга фирма Geo Consultantsзаключила, что грунтовые воды в районе свалки в Демене имеют очень высокую степень загрязнения, но площадь загрязнения не расширяется, остается в тех же пределах, что в 1997 году. Однако надо строго следить за тем, чтобы мелиоративные или другие работы не нарушили существующий природный барьер.


Написать комментарий