Подшивка: как врач из Даугавпилса Ленина после покушения Каплан лечил 7

50 лет назад газета "Красное Знамя" публикует сокращенный перевод статьи из латвийского журнала "Веселиба", где рассказывается о хирурге, уроженце Динабурга Владимире Минце, который возглавил группу врачей, лечивших Ленина после покушения на его жизнь.

Вот она - пуля!

"В тот августовский день 1918 года, когда эсерка Каплан выстрелила в В. И. Ленина и тяжело ранила его, профессор Владимир Минц проводил свои короткие часы отдыха в кругу семьи.

Конечно, выстрел Фанни Каплан в Ленина никто не запечатлел, но в кинофильме «Ленин в 1918 году» сцену воссоздали.

Внезапно за окном завыли тормоза. Из автомашины выскочило несколько человек в кожаных куртках. Через минуту их шаги раздались возле дверей профессорской квартиры.  В. Минца попросили как можно бытрее спуститься.

— Профессор, тяжелораненому необходима ваша помощь. Собирайтесь, пожалуйста, быстрее! Все подробности — по дороге…

Старый грохочущий автомобиль умчался на большой скорости.

Как вытекает из воспоминаний личного шофера Ленина С. Гиля, Бонч-Бруевич сразу после покушения звонил Я. Свердлову и просил найти опытного врача-специалиста. Свердлов немедленно послал за Минцем.

Войдя в комнату, профессор, не теряя ни минуты, направился к постели, где лежал Ленин. Осмотрев его, он на миг задумался.

— Морфий?

— Уже ввели... 

Минц приступил к исследованию. Одну пулю в руке он обнаружил, отметив, что крупные сосуды не затронуты. А вот вторую нащупать удалось не сразу. Он начал тщательно пальпировать шею Ленина. Вдруг лицо его омрачилось.

— Вот она! — указал хирург на противоположную сторону шеи. Профессор вырезал из картонки подкладку и положил на нее раненую руку. — Так боль будет меньше! У кровати поставьте подушки с кислородом. 

Доктор тщательно перевязал больного, который в сознание так и не приходил. У Ленина поднялась температура. По словам хирурга, ранение принадлежало к разряду самых тяжелых. Оставалось только удивляться, как с такими ранами он смог не только сесть в машину и доехать с водителем до дома, но еще и подняться по крутой лестнице на третий этаж. Как следовало из официального бюллетеня № 1, подписанного Минцем и его коллегами, хирургом В. Розановым и терапевтом Н. Мамонтовым, было констатировано «два слепых огнестрельных ранения. Одна пуля, войдя под левой лопаткой, проникла в грудную полость, повредила верхнюю долю легкого … и застряла в правой стороне шеи, выше правой ключицы. Другая пуля проникла в левое плечо, раздробила кость и застряла под кожей левой плечевой области». 

Специалисты-консультанты отмечали общее тяжелое состояние В. И. Ленина - перемещение сердца, простреленное легкое, кровоизлияние в область плевры. Все, в том числе и Минц, подчеркивали мужество Ленина, которое проявлялось во время бесчисленных и в его состоянии очень болезненных перкуссий и пальпаций. Ленина лечили, в основном, три врача: В. Минц, В. Розанов и И. Мамонов".

На другой день провели консилиум, где было принято решение, которое с позиций современной хирургии выглядит довольно спорным.

Пули решили не извлекать вследствие их близости к жизненно важным органам. Медики решили не рисковать и прибегнуть к консервативному лечению вождя. Он и впрямь довольно быстро пошел на поправку. И через две недели с согласия лечащего врача уже приступил к работе. Но позже его все же отправили на отдых в Горки под Москвой. 

Первая пуля была извлечена только в 1922-м, а вторая в 1924-м, уже после смерти Ленина. Эти обстоятельства спустя годы породили массу версий и слухов, в основе которых лежала теория заговора. Подвергались сомнению и само ранение, и личность стрелявшей в вождя полуслепой женщины, недавно вернувшейся c каторги… Но Минц об этих таинственных обстоятельствах никогда и никому не обмолвился и словом. Да и были ли они? 

Немного биографии.

Владимир Минц родился в 1872 году в Двинске, детские годы провел в тихом провинциальном городе Витебской губернии, затем закончил Рижскую гимназию и медицинский факультет Ревельского университета. Через год после окончания факультета молодой врач защитил докторскую диссертацию, а затем перед ним открылась дверь клиники известного профессора Израела в Берлине. Позже Владимир Минц переехал в Москву, где начал работать самостоятельно.

Время от времени В.Минц выезжал в лучшие зарубежные клиники, в том числе и клинику Кохера — того самого Кохера, который оперировал жену Ленина — Н.К.Крупскую. Владимир Минц не подозревал в то время, что ему придется лечить и оперировать «вождя мирового пролетатриата» В.И.Ленина после покушения эсерки Фанни Каплан.

Осень 1944 года. Лагерь смерти Бухенвальд.

Из Латвии прибыла группа изможденных заключенных. К одному из рижан — худющему старику, одетому в жуткие лохмотья, — подошел немецкий узник:

«Доктор Минц, это вы?.. Не может быть!» Это действительно был он — знаменитый хирург, профессор Владимир Минц, когда-то лечивший Ленина после выстрела эсерки Фанни Каплан… 

Когда в Бухенвальде разнеслась весть, что к ним прибыл врач, когда-то лечивший самого Ленина, участники немецкого Сопротивления общими стараниями устроили больному профессору из Риги относительно приличное и теплое место в бараке. Он отказался: «Спасибо! Но я останусь там, где все наши…» Рижан разместили в дырявых палатках, наспех установленных прямо на плацу. Зиму пережили не все. Доктор Минц, несмотря на свои 72 года и крайнюю степень истощения, держался до последнего. Как врач, он понимал, что жить ему оставалось уже недолго. Однажды морозным утром гитлеровцы выстроили заключенных для проверки и заставили полуживых узников «заниматься физкультурой» — по команде бегать, приседать, ложиться. Потеряв сознание, доктор упал. Товарищи унесли его в лазарет. Профессор на следующий день пришел в себя, даже пытался ходить. Но в Бухенвальде чудеса случались редко. Доктор Минц умер в феврале 1945 года, не дожив до освобождения двух месяцев… 

Большой кусок довоенной жизни профессор Минц посвятил Рижской еврейской больнице «Бикур Холим», он проработал здесь заведующим хирургическим отделением с 1925 по 1940 годы. Памятная доска на здании больницы

По материалам журнала "Открытый город", журнала «Веселиба» (1967 год) и газеты «Красное знамя» (22.01.1967г.).

 

22.01.2017 , 13:15

архивариус Аристарх Двинский , Gorod.lv


Написать комментарий

Ленина лечил, а вернулся в буржуазную Латвию. Это его и погубило. Люди бдительные и законопослушные сдали доктора неправильной национальности немцам. Оставался бы в Москве, никакой Бухенвальд бы не грозил.

Так в каком году он умер?? На памятной доске указан год смерти 1942, а в статье говорится о 1945-ом.. А как на самом деле?

В Советском Союзе он мог быть уже к этому времени расстрелян,так что увы выбора никакого...

Так в каком году он умер?? На памятной доске указан год смерти 1942, а в статье говорится о 1945-ом.. А как на самом деле? не ангел

В вики, тоже, две даты. Точно не известно. Но, точно, в Бухенвальде.

Ленина лечил, а вернулся в буржуазную Латвию. Это его и погубило. Люди бдительные и законопослушные сдали доктора неправильной национальности немцам. Оставался бы в Москве, никакой Бухенвальд бы не грозил. Итоги

В 37 точно расстреляли бы если бы остался работать в Москве

В 37 точно расстреляли бы если бы остался работать в Москве э

ВАНГУЮ: К 37 точно бы всех расстреляли НАХУЙ !

А за статью огромная благодарность.

Написать комментарий