Кино, рожденное из нелюбви к… кино

Борис Юхананов
Борис Юхананов
В субботу на встрече с прессой члены российского клуба "Сине Фантом" (Борис Юхананов, Сергей Корягин, Степан Лукьянов и Даниил Лебедев), программа которого показывается в Риге в рамках 4-го фестиваля российского кино, рассказали о своей деятельности и поделились мыслями о судьбах параллельного кино, кино вообще и о судьбах культуры в целом.

Разумеется, наиболее концептуальные и страстные ответы на главные вопросы дал один из зачинателей российского экспериментального кино, режиссер, успевший взрастить новое поколение “параллельщиков”, влившееся во многие вполне официальные теле- и киноструктуры, Борис ЮХАНАНОВ.

Кино превратилось в ресторан ВТО

— Параллельное кино возникло потому, что я не люблю российское кино и участвовать в нем мне не хотелось. Я не люблю эту природу актерского существования, идущую от какого-то сталинского Станиславского. Это какой-то ресторан ВТО, в этой игре нет ни точности, ни глубины. Ненавижу скучно, плохо написанные диалоги и топорно скомпонованные сюжеты. Мне отвратительны эти тусовки, эти вручения премий, эти советские кинотеатры. И эта молодежь, которая вообще ни в жизни, ни в ремесле ничего не понимает. Правда, последнее время что-то стало меняться. И в недрах нелюбимого мною кино я обнаружил моих друзей — Германа-младшего, Хржановского и некоторых других. Так что постепенно взрастает что-то, не вызывающее во мне болезненного внутреннего отторжения.

Без спонсоров обойдемся

— Нас никто не финансирует. Мы просто скидываемся и делаем проекты. Потому что каждый из нас неплохо зарабатывает — имея голову на плечах, это сегодня не так уж трудно. Из наших рядов вышло множество топ-менеджеров ТВ. Кто-то даже стал серьезным бизнесменом. Например, те же Сергей Корягин или Алейников. Только я — вечный безработный, ненавидящий телевидение физиологически. Разве что кроме канала Спорт, где все по-честному. Но захватывать в свои руки этот опасный “огонек” — увольте! А кто потом будет лечить наши обожженные руки?

Пародия — это фашистский жанр

— Пародия — фашистский жанр. Это передергивание. Параллельное кино никогда не стремилось к пародии. Даже к постмодернистскому пастижу, который давно перестал нас интересовать. Даже “Трактористы-2” и “Волга-Волга”, где у нас вместо Орловой — Мамышев, — не пародия, а римейк. А римейк — это не издевательство и не повтор, а особого рода признание в жизненности фильма, который через многие годы вдруг может ожить в чужих руках. Я бы назвал “Волгу-Волгу” Лабазова и Сильвестрова инфернальной подписью сегодняшнего времени в своем происхождении. Такое адское кино. Вообще “Сине Фантом”, чтобы люди перестали “думать о белом слоне”, предлагает им думать, скажем, о верблюде…

50 тысяч фестивалей

— Сегодня независимое кино начинает выживать. Во-первых, перед нами открыт мировой фестивальный рынок, где кинопроекты продвигаются под интересы различных групп и продюсеров, которые их и финансируют. Сегодня в мире насчитывается более 50 тысяч кинофестивалей! Попадают наши ленты и в ограниченный российский прокат. Продаются на телевидение, распространяются в виде DVD. Так что все вместе заставляет неоднократно актуализировать наш продукт. Но всерьез заработать на кино в России сегодня невозможно. Что-то изменится, когда сюда станут приезжать серьезные западные менеджеры, когда появится система мультиплексов. Ведь в США немедленно делаются копии новых фильмов, которые одновременно показываются в 10 тысячах кинотеатров, в первый же уик-энд!

А дальше фильм волнами расходится по всему миру. Ну и добавим, конечно, затраты на рекламу.

А у нас государству, которое должно бы финансировать прежде всего инновационные проекты, экспериментальное кино, все еще приходится поддерживать все отечественное кино, чтобы оно окончательно не рухнуло. Причем эти государственные деньги пропадают безвозвратно.

О Тарковском

— Андрей Тарковский никогда не был кассовым. И он не может никому принадлежать. Это даже не режиссер — это трагическая универсальная душа культуры. Кино его просто приютило. Он уникален, и из Тарковского дальше кинематограф не может продолжиться. Потому что будущее кино — в развитии чистых жанров.

Справка

Клуб “Сине Фантом” режиссеры Глеб Алейников и Борис Юхананов, художник и дизайнер Степан Лукьянов, художник и дизайнер Даниил Лебедев, телепродюсер Егор Попов и многие другие интересные люди учредили в 1987 г., когда вышел первый номер одноименного самиздатовского журнала. Клуб проводит фестиваль, кино- и видеопоказы, ретроспективы известных режиссеров и киноперформансов с последующим общением со зрителями. Среди сотен показанных программ были и представленные кураторами из Франции, США, Болгарии, Японии, Канады. Но главное в работе клуба — презентация произведений российских авторов.

Досье
Борис Юхананов — основатель параллельного кино, в качестве средств художественного выражения предпочитает кинематографу театр и видео.

Родился в Москве в 1957 г. Окончил Воронежский театральный институт и ГИТИС (мастерская Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева). В 1984 г. создал первую в СССР независимую театральную группу “Театр-Театр”. Примерно тогда же первым в СССР начал художественные эксперименты с видеокамерой, открыл феномен “медленного видео”. Снял фильмы “Особняк”, “Игра в Хо”, “Гамлет”, “Крылья”, цикл “Сумасшедший принц” и многие другие работы, которые являются частью его видеопроекта “Роман в 1000 кассет”. В 1988 г. создал Мастерскую индивидуальной режиссуры, где вырастил второе поколение режиссеров параллельного кино (Александр Дулерайн, Сергей Корягин, Ольга Столповская, Инна Колосова и др.). В фильмах учеников и друзей выступает и как актер, играя злодеев. Руководит Школой ангелической режиссуры и является одним из создателей “ЛабораТОРИИ” — экспериментальной мастерской по изучению священных текстов Торы при помощи театрального искусства.


Написать комментарий