Дан Бертулис: «Хватит ныть, что в Латвии остались только шпроты!» Мнение, почему нельзя было сохранить всю советскую промышленность 18

Ностальгические вздохи по поводу того, что во времена Советского Союза в Латвии было прекрасное производство, а сейчас остались только шпроты, уже давно занимает пьедестал почета на вечерних пятничных посиделках народных экономистов. Мол, вот раньше у нас был ВЭФ, Радиотехника, "Металлург", "вагонка", а сейчас одни только торговые центры и судебные исполнители...

Доктор экономики и предприниматель Дан Бертулис предлагает свой взгляд на то, что происходило с латвийской промышленностью 25 лет назад.

- Давайте попробуем сравнить те времена как в разрезе мировой экономики, как в местном, региональном масштабе. Известно, что производство занимается выпуском легкой или тяжелой промышленности, которая продается либо другому бизнесмену, либо потребителю. Но ключевое слово тут - продать. Ведь произвести можно что угодно, но будет ли это "что угодно" интересовать кого-то еще, и будет ли оно хорошего качества и по доступной цене. Известно также, что уже с конца Второй мировой войны потребители в мире стали покупать конкретный товар не только потому, что он качественный, а еще и в погоне за известным брендом. С тех пор мало что изменилось.

Народные экономисты очень любят рассуждать о производстве, мол, оно в основе всего. Ну нет же! Ни одно производство не может существовать без длинной цепочки из поставщиков, которые начинаются на ржаном поле или горнодобывающем карьере, и заканчиваются на прилавке магазина или монтажном конвейере. Отрасли услуг - логистика, склады, транспорт, подготовка специалистов - это вторая сторона производства. Она создает добавочную стоимость точно также как образование, торговля, переработка мусора.

Теперь о том, что же произошло в Латвии 25 лет назад. Судьбу латвийского производства определили отнюдь не реформы Горбачева или безвластие "националов". Ее определили те самые мировые процессы полувековой давности, и в частности политика неоколониализма, которая началась сразу после Второй мировой войны. Развитым странам больше не было выгодно содержать мятежные племена и разворовывать их ресурсы. Выгодней было позволить им продавать эти ресурсы за цену, которая меньше затрат на содержание армии. В один момент стало понятно: прибыль рынка всегда выгодней, чем военная добыча.

Независимость получила Индия, образовалось государство Израиль. Китай разделился на две части и в долгих муках родил современную китайскую экономику. Хрестоматийный прорыв совершил Сингапур. Обученные в США японцы стали производить отличную электронику, автомобили и корабли. Индия развила электромашиностроение, фармацевтику, производство продуктов, текстильную отрасль.

Что произошло в Латвии, которая вошла в 1/5 суши, где безвозвратно победил социализм? У каждой союзной республики была своя специализация. Россия поставляла индустриальное сырье, Украина - зерно, уголь, электричество, Узбекистан - хлопок, Литва - телевизоры "Шилялис", Грузия - вино, Азербайджан - бензин, фрукты. Специализацией Латвии была электроника, машиностроение, рыболовство, сельское хозяйство и производство продуктов питания, медикаментов и химии.  И эта продукция была предназначена для общего рынка СССР, где ее качество и цена ее были вполне конкурентоспособны.

Но в то же самое время другие 4/5 мира развивались гораздо быстрее. В 1980 году, когда я проходил практику на заводе VEF, у японской делегации спросили – на сколько мы от вас отстаем? "Навсегда" - скромно ответил Якимото-сан.

Потом СССР разрушился, и для латвийских товаров и услуг открылся весь мир, а импортная продукция стала доступна для нас. В 1991 году, когда был введен латвийский рубль или "репшик", его платежеспособность была приближена к российскому рублю и номинал был 1 к 1. Но уже в конце декабря 1992 года Банк Латвии продавал банкам 1 доллар за 167 латвийских рублей. В свою очередь уже в 1992 году реальный курс российского рубля вырос с 125 до 450 рублей за доллар США. И деноминация 1997 года была лишь косметическим ремонтом. Что произошло практически мгновенно? Все латвийские товары в рублевой зоне стали намного дороже, и эта разница только увеличивалась. Российское сырье дешевело, но доля этого сырья в латвийских товарах была незначительной, и другие расходы производства не могли это компенсировать. То есть для своего главного рынка - России - латвийские товары стали люксовыми по цене. И не потому, что наша экономика стала вдруг лучше, скорей потому, что российская экономика находилась в состоянии свободного падения.

В те сложные времена выжили те отрасли, чья прибавочная стоимость была достаточно высокая, а продукт - конкурентоспособен не только на востоке. Например, Olainfarm, Даугавпилсский локомотивный завод, Валмиерское стекловолокно, цементный завод Brocēni. Часть производителей нашли свою специфическую нишу на востоке, как например Елгавский машиностроительный завод. Кто-то мог продавать на востоке благодаря своим узнаваемым брендам, например Laima, Grindeks и Dzintars.

Дела у производителей текстиля шли по-разному. Ogre, Lauma, Rosme нашли свою нишу, а вот Juglas manufaktūra – не смогли. В бедственное положение попали производители электроники и транспортных средств. Давно известно, что советские микросхемы были самые большие в мире, и конкурировать с мировыми брендами они просто не могли. Уже в 90-х годах вернувшиеся из США японские студенты создали свои эффективные производства - такие, как Matchusita Electric. Немного позже на рынок вошел корейский Samsung, чья продукция была дешевле и лучше как на восточных так и на западных рынках. Для VEF, Radiotehnika, REMZ, Alfa и тому подобных это был смертельный приговор. По тем же причинам в небытие ушли RAF и завод по производству мопедов Sarkanā Zvaigzne.

Однако на этой волне расцвели другие отрасли, такие как логистика и деревообработка. Во времена железного занавеса Латвия была окраиной, но потом стали развиваться порты, новое дыхание обрел Рижский судостроительный завод, пошел транзит, и Латвия наконец могла использовать свое географическое положение, открылись таможенные склады и бизнес авто и железнодорожных перевозок.

Общие доходы только от транзитных грузов сегодня составляют 3,8% от ВВП.  Авиационная отрасль, которой во времена СССР практически не было, сегодня дает 0,8% от ВВП только в прямом виде, а благодаря мультипликатору услуг - еще 2% смежным отраслям. Туристическая отрасль в советское время обслуживала только советских туристов в гостинцах Риги и Юрмалы, а сейчас в отрасли работают свыше 70 тысяч человек. Экспорт туризма дает 4,1% от ВВП. Когда открылись границы, стала развиваться лесная отрасль, где сегодня заняты 52 тысячи человек, и еще около 30 тысяч обслуживают эту отрасль в секторе транспорта, образования, металлообработки, энергетики и строительства.
Конечно, судьба заводов зависела, в том числе и от процессов приватизации. И там изначально свою роль сыграл индивидуальный фактор.  Часть так называемых "красных директоров" смогли перепрофилировать свое производство, найти инвесторов и рынки. Хороший пример - вагоностроительный завод и "Лиепайский металлург". Первый работает и сейчас, но немного в другом профиле, а второй грубо обворован, а потом еще раз обворован и сейчас стоит пустой да еще просит денег у государства.

Если подвести итог, то сегодня сектор услуг дает 70% от ВВП, а производство товаров - 30%.

А что было во время СССР? В 1989 году доля промышленности в Латвийской СССР составляла 37% от ВВП, и это еще неточная цифра, так как в промышленности были скрыты военные заказы. Военный комплекс Латвийской ССР трудоустраивал до 15% от всех занятых в промышленности, главным образом, в строительстве судов и электронике.
Инвестиции СССР в Латвию, в расчете на одного жителя были меньше, чем в среднем по союзу. В свою очередь общие доходы от Латвии в период 1946 по 1990 годы составили 84,9 миллиардов рублей, из которых только 44,3 миллиарда остались в Латвии, а другие 40,6 миллиардов забрал "центр".

То есть если мы вычтем военные заказы, то может спокойно сказать, что пропорция между сектором услуг и промышленностью сегодня такая же, как и в те времена, когда Брежнев был еще в здравом уме. Так почему же мы сейчас страдаем по якобы утраченной промышленности? Потому что в Альфе продают сапоги, а не системы баллистических ракет? Вместо электронной промышленности мы получили вполне современный сектор IT-индустрии, который дает Латвии 3,7% от ВВП.

Возможно, что решение проблемы находится вне это проблемы. ВВП Латвии составляет 21 миллиард евро, и большая его часть создается за счет продукции с высокой добавленной стоимостью. Так почему же тогда народные экономисты по-прежнему оплакивают судьбу разрушенного латвийского производства и с ностальгией вспоминают те времена, когда вода в кране была бесплатной?

Мне хочется оставить открытым этот вопрос. Возможно, у нас бизнес и предприниматели не хуже, чем во времена железного занавеса, но есть что-то другое, что стоит между нами и нашим благосостоянием. Возможно, какие-то мистические черные дыры, и скорее эти дыры - политически-административного характера. Но об этом - в следующий раз...

27.02.2017 , 21:05

Ольга Князев , DB.LV

Фото: Ervīns Jākobsons, laikmetazimes.lv


Написать комментарий

Какой бред эта статья. Почему оплакивают? Да просто на всех аборонных предприятиях работали люди. А это-зарплаты и благостояния их семей. Конечно было проще распродать всё, обсалютно ВСЁ, заводы, фермы да список безконечен, вместо того что бы развивать.

Лен сеяли, перерабатывали и продавала. Теперь бутыри на полях. Все были заняты.

Латыши остались с ядовитыми шпротами, которые никто не покупает, да конечно, но нищеброды латышские уничтожали всю промышленность системно, и уничтожали в первую очередь рабочий класс, который в отличии от латышских гомосеков, практически не поддаётся зомбированию. Нацистская идеология как нельзя кстати подошла к такой цели, тем более латышам учить заново теорию и практику нацизма не нужно, просто вспомнили и всё. Разворовывали и распродовали страну , корысть и алчность латышей зашкаливала, с задачей уничтожения промышленности , сельского хозяйства и практически всего того чем можно гордиться латыши справились. Исключительные, на всю голову латыши с какого-то мороза возомнили себя латышской "Швейцарией" , а на самом деле, попросту, с воровства переключились на отмывание криминальных средств неизвестного происхождения, и конечно-же латышский банкинг сдох. Нацистская латышская идеология не предполагает какое-либо развитие, презираема мировым сообществом, соответственно, теперь, убогие латыши у всех и вся просят жрать, и латыши вымирают нищими с протянутой рукой.

разве наша химия это оборонка..??? делали нити ...кордные шины для машин канаты веревки.... нет латыши специально закрыли завод... и через ровно месяц на его месте открыли "" родию "" такое же французкое предприятие ...но только работников взяли меньше ...

у японской делегации спросили – на сколько мы от вас отстаем? "Навсегда" - скромно ответил Якимото-сан.
......
Г-н Дан Бертулис а где и чем вы занимались?, понятно, подрывал мощь ненавистного социализма, отдыхал в "Юрас Перле" ,фарцевал, варил джинсы в подвале,торговал пластинками "Битлов" и насложить тебе было на страну Латвию а потом в 90 стал нервно разрушать что сам не создавал а свое создать ума не хватало - образование , должность была а ума нет.

разве наша химия это оборонка..??? делали нити ...кордные шины для машин канаты веревки.... нет латыши специально закрыли завод... и через ровно месяц на его месте открыли "" родию "" такое же французкое предприятие ...но только работников взяли меньше ... елена

Ещё какая оборонка !
Это же химия!
А ты дура!
Поинтересуйся у работников ЗХВ.

разве наша химия это оборонка..??? делали нити ...кордные шины для машин канаты веревки.... нет латыши специально закрыли завод... и через ровно месяц на его месте открыли "" родию "" такое же французкое предприятие ...но только работников взяли меньше ... елена

Завод по миру пустил Хозяин Эйгим.

Завод по миру пустил Хозяин Эйгим.

Не хочу сразу применять эпитеты,но Вы неправы, Эйгим никогда не был хозяином завода как и Видавский они были "нули",ширмой для махинации Амбайниса,КабМина и "Родии" . КабМин - хозяин,Амбайнис-посредник продали завод "Родии" посе разрушения и обесценивания баклажанами.
Сингапурцы действовали по указанию "Родии".

никакая я не дура ! капролактам одно из безвредных химических производств ! гораздо в разы опаснее нитритное а полоцке... а в гродно такое же предприятие процветает и в германии..!

конечно ! сейчас закрыв все намного лучше.! экологически чистый пустой город полностью без промышленности ! но ведь ломать ..это вам не строить ??? правда *** и лучше жить свободными и с голой ж......й ...чем развитыми..... ну да теперь мы эту ж.....у ..наклоняем не перед союзом а перед американцами... ой как классно !

самое интересное что про этот развал страны рассуждают не инженера не технологи не нач производств не директора предприятий... а журналисты..пропагандисты кандидаты... то есть кто в советское время неплохо сидел на шее у рабочего класса.... и теперь полностью уничножив его так же трутнем сидит на шее народа...

Наш мебельный экспортировал стульчики в ту же Японию,Францию и еще в несколько стран.Местный Горбачев довел до обуха.Сейчас сидит таракан тихо в норе.

Завод по миру пустил Хозяин Эйгим.

Завод по миру пустил Хозяин Видавскмй.

Завод по миру пустил Хозяин Видавскмй. о как

Попугаю на заметку :
Завод по миру пустил Хозяин Эйгим.
Не хочу сразу применять эпитеты,но Вы неправы, Эйгим никогда не был хозяином завода как и Видавский они были "нули",ширмой для махинации Амбайниса,КабМина и "Родии" . КабМин - хозяин,Амбайнис-посредник продали завод "Родии" посе разрушения и обесценивания баклажанами.
Сингапурцы действовали по указанию "Родии".

Обожаю наш народ. Им всё разжевали, всё показали, но он всё равно будет твердить, что виноваты Эйгимы и прочие.

Да когда же вы уже успокоитесь. Люди, человек умер, а вы продолжаете рассуждать о том, как он умер, почему. Умер бы он или нет, если бы вёл другой образ жизни. Сам умер или ему помогли. Жизнь продолжается и нужно жить сегодняшним днём, а не поминать заслуги прошлого.

Да когда же вы уже успокоитесь. Люди, человек умер, а вы продолжаете рассуждать о том, как он умер, почему. Умер бы он или нет, если бы вёл другой образ жизни. Сам умер или ему помогли. Жизнь продолжается и нужно жить сегодняшним днём, а не поминать заслуги прошлого.

Да в том то и дело не жить, а существовать. Не путайте пожалуйста.

Интересно, одни латвийские товары стали люксовыми по цене на восточном рынке, а другие БРЕНДЫ почему-то сумели встроиться в российский рынок...Перфораторы везли в Москву, пока таможни не поставили, да и куртки, пошитые в кооперативах, везли машинами аж до Казахстана...денег у кооператоров тогда было немеряно, некоторые даже дом для своих работников построить были готовы. Завод приводных цепей тоже сотрудничал с российскими производителями,то-есть, спрос-то был...но кто-то мягкой и умелой лапой пресек все это безобразие! Подозреваю, что без немцев тута не обошлось---технику БОШ тогда поставляли в Россию по демпинговым ценам, выдавливая конкурентов, ну и попросили местных политиков, чтоб они со своей продукцией тут не мешались. А все разговоры о том, что наши изделия не выдержали конкуренции с дешевой китайской вранье---ко мне тогда российские родственники обращались с просьбой привезти наши изделия, китайские тогда были НИКОМУ не нужны. А теперь-то немецкие инвестиции в китайскую рабсилу сделали свое дело, и наша осталась не у дел. Хотелось-бы спросить у ученого экономиста, почему это японские студенты вернулись с полученными знаниями в родную страну и стали работать на ее благо, а вот у нас, почему-то пошло все не так, как обещалось?

Написать комментарий