Прежде чем подписать – подумайте!

Пенсионерка Мария Алексеевна живет одна в двухкомнатной квартире. Живет не хуже и не лучше, чем другие пенсионеры — концы с концами как-то сводит, однако о настоящем достатке говорить не приходится. В конце прошлого года она обратилась в Службу социальной помощи, где, обследовав ее жилищные условия, ей пообещали небольшое пособие на отопление. И действительно, по пришедшим позже счетам она увидела, что дважды ей было перечислено по 4 лата. Однако это — лишь прелюдия приключившейся с ней истории.

В один из дней Мария Алексеевна хлопотала в своей квартире по хозяйству, как вдруг увидела перед собой незнакомую женщину. Нельзя сказать, что пенсионерка испугалась — скорее удивилась, как та проникла в ее квартиру. Женщина пояснила, что входная дверь оказалась открытой (видимо, в хлопотах Мария Алексеевна забыла ее запереть). Незнакомке было лет 40, одета вполне прилично — брюки, модная обтягивающая шапочка, держалась и говорила очень уверенно. Правда, хозяйку квартиры немного насторожил ее первый вопрос: «Вы одна живете?» и слишком настойчивое желание пройти в комнаты, однако когда женщина заговорила про оплату за отопление и свое желание помочь в этом, Мария Алексеевна, вспомнив недавно полученную ею помощь из Социальной службы, решила, что пришедшая тоже из этого учреждения. А незнакомка продолжала разливаться соловьем: дескать, она сейчас оформит необходимые бумаги — и оплата за отопление будет более низкая. Повелительным тоном потребовала принести паспорт, книжку по оплате тепла и пенсионное удостоверение. Внимательно их изучив, достала бумаги из своей сумки и что-то долго писала, а потом попросила Марию Алексеевну поставить свою подпись внизу в пустой клеточке в правом углу. Бумага была составлена на государственном языке, содержание ее пенсионерка прочитать не успела, так как незнакомка торопила ее расписаться, однако в верхней части листа успела заметить свои имя и фамилию, а также данные второй стороны, из которых она разобрала только имя — Нина. «Это Вы — Нина», — спросила она неожиданную посетительницу. Та неопределенно кивнула.

После подписания бумаги женщина уходить не торопилась: посидела вместе с хозяйкой за столом, неспеша выпила несколько чашек чая и все время расспрашивала про квартиру, пенсию, детей, внуков… А завершилась беседа и вовсе неожиданно: женщина своей рукой заполнила очередную страничку книжки оплаты за тепло, причем, как выяснилось позже, сумму за горячую воду переписала с предыдущего месяца, а за отопление и вовсе взяла «из головы». В итоге получилось ровно 10 латов, которые незнакомка предложила Марии Алексеевне тут же вручить ей, с тем чтобы благодаря этому «авансу» в дальнейшем можно было бы платить по льготному тарифу. К счастью, у пенсионерки таких денег в наличии не было. Еще несколько раз повторив свое предложение уплатить ей десятку и, видимо, поняв, что денег у пожилой женщины действительно нет, визитерша наконец-то отправилась восвояси, напоследок еще уточнив, какого числа хозяйка квартиры получает пенсию.

«Как только она ушла, — рассказывала у нас в редакции Мария Алексеевна, — у меня как будто голова прояснилась. Может, загипнотизировала она меня. Думаю, совсем не потерять голову и не отдать ей последние сантимы мне помогло то, что я несколько раз отлучалась на кухню — то чайник поставить, то в кастрюле помешать». Может быть, и так. А возможно, гипноз тут и не при чем, а сказалась уверенность поведения незнакомки и растерянность хозяйки от неожиданности ее визита. Как бы там ни было, однако до Марии Алексеевны понемного начало доходить, что что-то тут явно не так. Проведя бессонную из-за мрачных предчувствий ночь, наутро она отправилась в Службу социальной помощи. Там, как, впрочем, она и ожидала, пенсионерка узнала, что никого из сотрудников этой службы к ней не направляли, да и вообще социальные работники никогда не требуют у клиентов каких-либо наличных денег, а все пособия напрямую перечисляются в теплосети и другие организации. Словом, хорошо, что Мария Алексеевна не дала посетительнице десятку — иначе плакали бы ее денежки.

Впрочем, не это волнует сейчас Марию Алексеевну больше всего. Гораздо больше обеспокоена она тем, что же за бумагу она подписала и к каким последствиям это может привести. Ведь в том, что посетившая ее женщина — мошенница, теперь уже нет никаких сомнений. Хорошо еще, что Мария Алексеевна догадалась на следующий же день после инцидента сообщить о нем в 1-й участок полиции, где ее письменное заявление зафиксировали в официальном порядке. Кроме того, «Миллион» предоставил своей подписчице возможность бесплатно проконсультироваться у юриста, который дал ей несколько дельных советов (каких именно — сообщать не будем, чтобы не давать нечестным людям лишние «карты в руки»).

Недеемся, что в данном случае, если мошенники пустят в дело полученную обманом подпись пенсионерки, общими усилиями удастся защитить ее интересы и восстановить справедливость. Однако хочется еще раз призвать горожан не проявлять чрезмерную доверчивость, не впускать в свою квартиру неизвестных личностей, какими бы благими целями они ни прикрывались, и уж, конечно, ни в коем случае не давать им деньги и не подписывать никакие бумаги, даже если их содержание кажется вам безобидным. Ведь подобная беспечность и доверчивость может обойтись ох как дорого, и не исключено, что подписав подсунутую кем-то бумажку, вы в один совсем не прекрасный день окажетесь, к примеру, без своей квартиры, которую вы якобы «продали» или «подарили», или будете втянуты в другие не меньшие неприятности. Конечно, верить людям хочется и по большому счету — надо, однако не до бесконечности, тем более когда речь идет о подписании документов.

27.04.2006 , 16:35

ЕЛЕНА САНГУШКО


Написать комментарий