Янис Икстенс: «Главное, чтобы люди пришли на выборы»

Политические партии доживают последние спокойные месяцы - уже в июле Центральная избирательная комиссия начнет регистрировать кандидатские списки, а там уже пора разворачивать агитацию и пропаганду. Как выглядит латвийский политический пейзаж перед решающей битвой за Сейм? На кого следует ставить в этом сражении? А чьи шансы минимальны? Обо всем интервью с политологом Янисом Икстенсом.

Политики и роли

- Принято считать, что каждая партия выражает интересы конкретной социальной группы. Можем ли мы проанализировать политическую ситуацию в Латвии, исходя из этого общего принципа?
h2. Теоретически это правильно – каждая партия должна выражать интересы группы избирателей. Но это свойственно так называемым зрелым демократиям. А в Восточной Европе и в Латвии в том числе на политический выбор людей влияют и другие факторы – скандалы, хорошие или, наоборот, плохие предвыборные кампании… Так что в контексте Латвии довольно сложно говорить о четко выраженных интересах социальных групп, которые представляют различные партии. Можно лишь попытаться сформулировать общность идей, которую выражает каждая партия.

И первое четкое деление – это партии, защищающие интересы латышей, и партии, защищающие интересы восточных славян. Я сознательно использую термин «восточные славяне», поскольку он академически более точен. Ведь русские – это лишь одна из национальностей в рамках большой этнической группы.

Если мы говорим о латышских партиях в целом, то серьезные отличия в их экономических программах трудно найти. Все они выступают за свободный рынок, за интеграцию в ЕС, все они в большей или меньшей степени хотят сократить налоги. Отличия заключаются в акцентах.

«Новое время». Пыталось позиционировать себя как главного борца с коррупцией. Как ему это удалось, пусть судят избиратели.

Народная партия. Воспринимается больше как партия крупного бизнеса, как организация, которая думает о предпринимателях и поэтому меньше внимания уделяет социальным вопросам.

Союз зеленых и крестьян. Трудно понять, что на самом деле думают представители этой партии – высказывания их лидеров отличаются редкостной эластичностью. Но тем не менее они ассоциируются с защитниками крестьян и старательно культивируют этот образ.

ТБ/ДННЛ. Акцентирует национальный аспект и вряд ли изменит свою позицию. Но новой социально-экономической программе «тевземцев», написанной Робертом Зиле, трудно «пришить» национализм. Конечно, ТБ/ДННЛ будет бороться за свой закон о гражданстве, но и эта партия поняла, что одними национальными идеями избирателей больше не привлечь.

ЗаПЧЕЛ представляет недовольную бунтарскую часть крыла восточных славян. А основой успеха ЗаПЧЕЛ стала их очень профессиональная работа с избирателями. Если эта работа будет успешной и в дальнейшем, то ЗаПЧЕЛ в долговременной перспективе может стать сильной политической силой.

«Центр согласия» – второй большой игрок в этой стороне спектра. На мой взгляд, эта попытка в новых условиях повторить ЗаПЧЕЛ в его первоначальном варианте. Но если копать глубже, то возникает довольно много вопросов. Например, что объединяет убежденного коммуниста Алфреда Рубикса и молодого политика Нила Ушакова, который еще ходил в школу, когда Рубикс был секретарем ЦК компартии Латвии? Но если у избирателей «Центра согласия» нет вопросов, то все в порядке.

ЛСДРП. Классически очень важный политический игрок. Социал-демократы считаются латышской партией, хотя примерно четвертая часть ее участников – нелатыши. Не секрет и то, что ЛСДРП достаточно скептически воспринимается латышской частью общества – соцдемам не могут забыть их реверансы в сторону Москвы, четыре года, проведенные в Рижской думе вместе с ЗаПЧЕЛ. Кроме того, все левое воспринимается латышами как русское… Глупо, но для нас это привычный штамп.

Первая партия. Своеобразная структура, особенно близкая к классической партии предпринимателей. Я не хочу использовать эпитет «партия как бизнес-проект», поскольку он не выражает сути. Первая партия сначала позиционировала себя как защитника всех обездоленных, организацию с очень сильным религиозным компонентом. Купит ли публика все это еще раз, не знаю… Особенно в союзе с «Латвийским путем». «Путники» всегда считались либеральной партией, а теперь они вступили в союз с ультраконсервативной в своих социальных взглядах Первой партией! Один плюс один – не всегда в сумме дает два, особенно в политике…

Первая партия, как и «Центр согласия», пытается кокетничать и с латышскими, и с нелатышскими избирателями. Но опыт показывает, что сегодня в латвийском обществе идеи согласия не проходят. На двух стульях у нас усидеть нельзя… Об этом стоит подумать и ЛСДРП, и Первой партии, и «Центру согласия».

Остальные партии я бы назвал партиями второго уровня.

«Все – Латвии!». Не скажу, что эта организация создана искусственно, но то, что горение ее молодых лидеров используется в тактических целях, это точно. С помощью маленьких партий хотят ослабить влияние больших и отнять у них голоса.

За свою нишу пытаются бороться и «Новые демократы», но особой ясности с их позицией нет: то они называют себя партией молодых, то говорят о децентрализации власти, то о необходимости скорейшего решения социальных проблем, то о сотрудничестве с Союзом зеленых и крестьян. Но такие метания никогда не идут на пользу.

Выборы без избирателей?

- Политическим событием последних недель стало падение рейтинга «Нового времени» – с первого на третье место. Это свидетельствует о кардинальных переменах?
h2. И раньше случались такие колебания – сначала рейтинг какой-то партии резко падал, но потом он возвращался на прежний уровень. Опираясь на данные опроса только одного месяца, я бы не рискнул утверждать, что произошло что-то необратимое.

- Тогда поставим вопрос по-другому: сохранит ли «Новое время» лидерские позиции на выборах Сейма?
h2. Никто не знает. А те, кто говорит, что знают – просто врут! Главной отличительной чертой осенних выборов в Сейм станет то, что в них будут принимать участие намного меньше избирателей, чем раньше. Конечно, ситуация может измениться, если партии начнут огромные кампании по мобилизации электората, – тогда люди кинутся к избирательным урнам. Но пока кажется, что активность будет меньшей. А чем ниже явка, тем сложнее прогнозировать итоги выборов. И поэтому я могу только предположить, какие партии пройдут в Сейм. Но я не берусь предсказать, какая из этих партий будет первой по числу мандатов, а какая – последней…

- И кто же, по-вашему прогнозу, пройдет в Сейм?
h2. В Сейм, несомненно, пройдет ЗаПЧЕЛ. Думаю, что в парламенте обязательно будет представлен Союз зеленых и крестьян – вне зависимости от того, пойдет ли в их списке Айварс Лембергс или нет. После того как «Новое время» ушло из правительства, Народной партии стало намного легче, «народники» избавились от постоянной внутренней оппозиции, и работа правительства будет выглядеть лучше. Полагаю, что в Сейм войдет и Народная партия, и «Новое время». Скорее всего, пятипроцентный барьер преодолеет и ТБ/ДННЛ.

Что же касается всех остальных партий, то для их судьбы будет иметь значение и предвыборная кампания, и активность избирателей.

- Многие прогнозируют большой успех русских или, как вы говорите, восточнославянских партий на выборах Сейма. Вы согласны с этим?
h2. В нынешнем Сейме ЗаПЧЕЛ получил 25 мест, и в этом нет ничего удивительного – среди граждан Латвии нелатыши составляют четвертую часть. А поскольку этнический фактор у нас имеет большое значение, в таком результате нет ничего странного.

- Думаю, что для партий восточных славян, так же как и для латышских партий, актуальным будет вопрос активности избирателей. Какой идеей привлечь людей к урнам?
h2. Даже если эту новую идею найдут, трудно представить себе ситуацию, при которой русский избиратель будет активнее участвовать в выборах, чем латышский. На лозунг, мобилизующий русских, будет немедленно выдвинут лозунг, мобилизующий латышей. И поэтому я не думаю, что представительство партий восточных славян в 9-м Сейме превысит демографически определенные границы – примерно четвертую часть мест.


Написать комментарий