Светлана Столярова: надо сохранить историю Локомотиворемонтного завода! 28

Светлана Михайловна Столярова
Светлана Михайловна Столярова
В далеком 1963 году, 55 лет назад, на Даугавпилсский локомотиворемонтный завод пришла работать 20-летняя лаборантка Светлана Михайловна Столярова. Ее, знающего специалиста, активистку и спортсменку, не раз звали на новое место работы, но каждый раз Столярова отвечала отказом.

«Никогда не задумывалась, почему практически всю жизнь проработала на одном предприятии, – улыбается Светлана Михайловна. – Наверно, потому что прирастаем мы к локомотиворемонтному. Меня как-то раз пригласили посмотреть гальванический цех Завода приводных цепей, оборудованный по последнему слову техники. Вернулась к себе на ЛРЗ – все такое знакомое, родное… И не смогла уйти. Люди у нас замечательные, работящие, дружные.

Неслучайно долгие годы Даугавпилсский локомотиворемонтный завод называли кузницей кадров – отсюда начинали свой трудовой путь многие руководители городских предприятий да и самого города. Достаточно вспомнить даугавпилсских мэров Владимира Жаркова и Алексея Видавского, главу Дома Москвы Юрия Силова, директора «цепочек» Александра Карева, советника трех президентов – Ельцина, Путина, Медведева – Владимира Шевченко».

Ребенок военной поры

Светлана родилась на Урале 11 сентября 1943 года, в семье фронтовиков.

«Мама и папа встретились на фронте под Москвой, в 1941 году, – рассказывает Светлана Михайловна. – Мама только что окончила железнодорожныйтехникум, а папа – автомобильный. Они были совсем молодыми – 20 и 22 – и служили в железнодорожных войсках. Это была настоящая любовь, на всю жизнь. Их расписал командир части. Мама уехала на Урал к родителям. Ждала отца, растила меня. Когда в 1945-м отца оставили в Риге, он прислал маме письмо: «Приезжай, но только с дочерью». Бабушка нас не отпускала (единственная внучка, да еще дорога такаятяжелая), но мама взяла меня, узелок и поехала через полстраны.

Нас у родителей было три дочери, я была старшей. Сначала нас мама воспитывала одна – папа работал. Год наша семья жила в Вентспилсе, затем папу перевели в Даугавпилс. В Вентспилс к нам приехал дед, посмотреть, как мы живем, потом – бабушка. Старики не захотели одни оставаться на Урале и перебрались к старшей дочери – моей маме. Они доживали с нами и похороненыздесь, в Даугавпилсе.

Папа до 1953 года работал в автоинспекции. Когда расстреляли Берию, помню, папа пришел домой с работы и сказал: «Надо же, он – предатель». Папа сразу подал рапорт на увольнение. Он посчитал, что не имеет морального права работать в милиции».

Послевоенный Даугавпилс

«Мы жили в Гайке. И кур держали, и поросенка. Помню, в прихожей стояли бочки – квашеной капусты, грибов и соленых огурцов. Мы жили «нежирно», но и не бедствовали. Интересные были тогда правила: кто живет в городе до дамбы – держать хозяйство не мог, а тем, кто за дамбой, в том же Гайке, разрешалось завести живность.

Я прекрасно помню послевоенный Даугавпилс. Я училась в 5-й средней школе на улице Гоголя (ныне Саулес), она к нашему дому была самой ближней. Район, где сейчас находится автовокзал, Центральный парк, ЗАГС – это был сплошной «погорелик». Когда шли в школу, мы проходили по территории, где сейчас стоит «Даугава». Мама нас постоянно предупреждала, чтобы мы не лазили в подвалы. Здания были разрушены, а подвалы сохранились. Вот взрослые и боялись, что нас, детей, где-нибудь завалит обломками. Помню даже не подвал, а сохранившийся погреб с крышей. Мы с него, как с горки, на портфелях съезжали. У меня был серый резиновый портфель, на котором было удобно кататься.

Приводить Центр в порядок стали поздно. Я была в 9-м классе, и Зинаида Ивановна Крахмалева, которая потом стала директором школы, организовывала нас на разборку кирпичей в Железнодорожном парке.

До войны 5-средняя была еврейской школой, в ней учились девочки. После войны вместе со мной учился Владимир Окунь, который впоследствии стал солистом и режиссером Латвийской национальной оперы. Когда мы учились в 9-м классе, почти все, кроме пяти человек (среди них был и Володя Окунь), стали заниматься в производственном классе:три дня работали и три дня учились. Мы все получили профессию на «Красном мебельщике». Я, например, стала зеркальщицей. В то время зеркала еще покрывали серебром, это потом уже на алюминий перешли.

Я всегда была активной. В 4-м классе папа отдал меня в спортшколу при 1-й средней школе – я занималась гимнастикой. В 8-м классе уже сама записалась в драматический кружок артиста Фариновского при Доме пионеров. Совмещать спорт и театр было сложно – пришлось выбирать. Я выбрала спорт. В последний раз играла главную роль в спектакле «Квадратура круга». В 10-м классе к нам в школу пришел преподаватель физкультуры Майзель. Он стал набирать девочек для волейбольной команды и выбрал меня. Через два года я уже играла в сборной города по волейболу.

В 1961-м я окончила 11 классов, поступила в только что открывшийся филиал РПИ, одновременно работала лаборантом в своей школе. В 1963-м пришла на завод и продолжала учиться в РПИ – завод платил мне производственную стипендию. После окончания института меня сразу назначили помощником мастера гальванического цеха. Так и проработала 37 лет. Да и сейчас с заводом не расстаюсь, участвую в работе ветеранской организации».

На ЛРЗ

«В то время Локомотиворемонтный завод гремел. В этом очень большая заслуга его тогдашнего директора Анатолия Ивановича Иунихина. Умница, прекрасный человек и дальновидный руководитель. При нем началась реконструкция завода под ремонт тепловозов. Ровно 50 лет назад на заводе заработала поточно-конвейерная линия по ремонту тепловозов – это были первые в Советском Союзе поточные линии. ЛРЗ был постоянным участником ВДНХ, победителем всесоюзных соревнований и образцово-показательным предприятием. За 30 днейремонтировали, наверно, тепловозов 50,из-за этогонесколько страдало качество…

Были построены Дом культуры и Дом спорта, заводская база отдыха, водогрязелечебница. На заводе заработал учебно-производственный цех, в котором ежегодную практику проходили до 500 учащихся городских школ. Открылся филиал Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. У завода был свой строительный цех, у директора – заместитель по строительству: ЛРЗ строил не только цеха, но и жилые дома.

На заводе работало около 4 тысяч человек, было очень много молодежи.У Иунихина был список перспективных инженеров, которых он постоянно продвигал. Сам себе растил кадры».

Нельзя забывать

«Несколько лет назад помещение, в котором находился наш заводской музей, затопило. Только благодаря нашей заводчанке Раисе Михайловне Васильевой удалось спасти все экспонаты. Наше ветеранское общество «Крона» уже не раз обращалось к руководству завода с просьбой помочь с восстановлением музея. В последнюю встречу нас обнадежили, что заводской музей памяти будет работать, а мы пока можем собирать материалы.

Мне хочется, чтобы о людях, которых я знала и знаю, сохранилась память. Я собираю документы, рассказывающие о трудовых династиях – это нередкая традиция, когда на Локомотиворемонтном заводе работали прадеды, деды и сейчас работают внуки.

Как старшая в нашей семье Столяровых, я собрала все фотографии и документы для летописи своей семьи. Хочу, чтобы жила память о Столяровых.Экипаж папиного брата, младшего лейтенанта Андрея Столярова, 6 июля 1943 года совершил таран немецкого танкав битве на Курской дуге. Танкистам пришлось сражаться с новыми бронированными немецкими машинами, с которыми они ранее не сталкивались: «пантерами», «тиграми». С ними в бой вступили немецкие САУ «Фердинанд». От немецкого снаряда заклинило башню. Еще одно попадание – и Т-34 загорелся, ребята были ранены. А «тигр» – всего в нескольких десятках метров. Андрей Столяров подал команду: «Идем на таран». На полном ходу Т-34 врезался в танк противника. Андрею Столярову шел 21 год. Так воевали только русские».

А спустя годы тактический прием ведения боевых действий стали называть «русским», потому что в подавляющем большинстве случаев в Великой Отечественной войне технику противника таранили именно советские танки.

Активисты ветеранского общества «Крона», среди которых и Светлана Михайловна Столярова, делают многое, чтобы сохранить историю Локомотиворемонтного завода. Ведь это их жизнь, их дом, их память…

11.03.2018 , 07:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий
Показать предыдущие 8 комм.
А не слабо судить эту ведьму помогающей вспоменать эту страшную оккупацию... завод зарыть в землю вместе с ней! Velta

Потерпи, детка. Скора вся Латвия превратится в то, о чём ты мечтаешь.

...тёплые воспоминания, слов нет. Как вспомню очередь за сардельками, единящую и сплачивающую трудовые массы, слеза умиления прошибает... Вот пишу, а слёзы душат и капают...

странная жизнь однако, в советское время стоял в очереди за сардельками и радовался когда покупал, а сейчас сардельки на каждом углу, а купить не могу и радуюсь, когда после оплаты счетов остаётся денег на лекарства!

Какие ностальгические моменты оставили внукам? Виктор

А какие моменты ты оставишь внукам? Будешь рассказывать как геройски батрачил на полях Европы?

А не слабо судить эту ведьму помогающей вспоменать эту страшную оккупацию... завод зарыть в землю вместе с ней! Velta

и так почти всё просрали,зарыли,Даже остановку переименовали
А мы на зло вам будем помнить и вам напоминать,

вейта ! а мы будем помнить ! и рассказывать детям и внукам ! назло всем вам !

Ностальгия - вовсе не тоска о прошлом.
Не попытка снова сесть в чужие сани.
Ностальгия - просто память о хорошем,
Нежеланье расставаться с чудесами.

А какие моменты ты оставишь внукам? Будешь рассказывать как геройски батрачил на полях Европы? ...

Ой-ёй-ёй..., как это похоже на "развивающийся" менталитет нашего города и страны.
Да даже если и батрачил(-и), то это в далёком прошлом, что послужило лишь стартом и осознанием того, как нелегко зарабатываются деньги. А вы как "закручивали гайки", так и "закручиваете" до сих пор?
Вы бы посмотрели, что означает- батрак, потому как по определению вольно наёмного работника в с/х Латвия позволить себе не может.
Своим детям я дал столько положительных и тёплых моментов, что о ностальгии детей и будущих внуков переживать не приходится. А сколько этих моментов ещё будет...
Свой гнев не на меня выливать нужно.)

Ну да , не удалось в полной мере завод сохранить , так надо хоть память о нем сохранить..... Низкий поклон вам Светлана Михайловна ! На таких людях как вы , держалось все ...

Ну да , не удалось в полной мере завод сохранить , так надо хоть память о нем сохранить..... Низкий поклон вам Светлана Михайловна ! На таких людях как вы , держалось все ... ххххl .

Это не завод, это совковая помойка.

Это не завод, это совковая помойка.

Эта "совковая помойка" работала и обеспечивала благополучие гораздо большего количества людей чем любое предприятие современной "продвинутой" Латвии. Называй как хочешь, но это факт!

Как вспомню очередь за сардельками, единящую и сплачивающую трудовые массы, слеза умиления прошибает... Вот пишу, а слёзы душат и капают...

Вот уж точно слеза прошибает. У человека из всего совкового детства только и воспоминаний, что очередь за сардельками. :-)
До чего же тяжёлое детство, в отличии от других, которым есть что по настоящему вспомнить.

Да даже если и батрачил(-и), то это в далёком прошлом, что послужило лишь стартом и осознанием того, как нелегко зарабатываются деньги. А вы как "закручивали гайки", так и "закручиваете" до сих пор? Виктор

Полученное мной образование (совковое) позволило мне вести достойную и обеспеченную жизнь. И для этого не пришлось батрачить за границей.
Но тут, как говориться, кто на кого учился и кто чего добился.

Вы бы посмотрели, что означает- батрак, потому как по определению вольно наёмного работника в с/х Латвия позволить себе не может. Виктор

Батрак, по определению, это крестьянин, не способный вести своё рентабельное хозяйство и потому работающий на того, кому по силам получать прибыль.

Эта "совковая помойка" работала и обеспечивала благополучие гораздо большего количества людей чем любое предприятие современной "продвинутой" Латвии. Называй как хочешь, но это факт! Жорик

Эти люди могли бы спокойно работать у себя дома, кто-то в Шарковщине, кто-то в Браславе, кто-то в Миорах...

Эта "совковая помойка" работала и обеспечивала благополучие гораздо большего количества людей чем любое предприятие современной "продвинутой" Латвии. Называй как хочешь, но это факт! Жорик

Она и сегодня кого-то обеспечивает, да так, что и при совке не снилось. Это факт.
Факт и то, что вы не понимаете то, что это не индустриальное предприятие.
Так, совковый гадюшник.

Эти люди могли бы спокойно работать у себя дома, кто-то в Шарковщине, кто-то в Браславе, кто-то в Миорах...

Тысячи латвийцев могли бы работать у себя дома,в Даугавпилсе или Риге, а не на грядках в англиях или ирландиях... И что?

Она и сегодня кого-то обеспечивает, да так, что и при совке не снилось. Это факт. Факт и то, что вы не понимаете то, что это не индустриальное предприятие. Так, совковый гадюшник.

Вы уверены что правильно понимаете слово "индустриальное"? )))
По организации труда, не буду спорить. При том общественном строе,бардак обеспечивался низкой ответственностью руководителей. Каким то предприятиям повезло,другим-нет.Но это не влияло на уровень зарплат рядовых рабочих...

Вы уверены что правильно понимаете слово "индустриальное"? ))) По организации труда, не буду спорить. При том общественном строе,бардак обеспечивался низкой ответственностью руководителей. Каким то предприятиям повезло,другим-нет.Но это не влияло на уровень зарплат рядовых рабочих... Жорик

Я вращал колесо индустрии почти 50 лет. Очень хорошо знаком с гегемоном и его идеологией, который интересовала только большая зарплата и совсем не интересовал конечный продукт, выходивший с предприятия .

Эти люди могли бы спокойно работать у себя дома, кто-то в Шарковщине, кто-то в Браславе, кто-то в Миорах...

но список нужно дополнить:
Эти люди могли бы спокойно работать у себя дома, кто-то в Шарковщине, кто-то в Браславе, кто-то в Миорах, кто-то в Германии, кто-то в Испании, кто-то во Франции, кто-то в Ирландии, а кто-то и в Англии........

но список нужно дополнить: Эти люди могли бы спокойно работать у себя дома, кто-то в Шарковщине, кто-то в Браславе, кто-то в Миорах, кто-то в Германии, кто-то в Испании, кто-то во Франции, кто-то в Ирландии, а кто-то и в Англии........ точно!

антисемит!

Написать комментарий