Вода из-под крана: в каких городах Латвии ее можно пить 1

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото
Как сообщает портал Press.lv, с повышением температуры воздуха людям хочется больше пить. Это понятно — организм охлаждает кожу, выделяя пот. И потерю влаги надо как–то компенсировать.

Диетологи рекомендуют выпивать до двух литров обычной чистой воды, чтобы урегулировать обмен веществ. Вода уже давно стала весьма прибыльным бизнесом. Ведь не случайно питьевую воду известных марок добывают из скважины в районе, где черпает влагу рижский водопровод. Но если подсчитать цену кубометра водопроводной и разлитой в пластиковые бутылки жидкости, то разница получается семикратная. Правда, наверное, с подачи тех же производителей нас старательно пытаются уверить, что пить воду из–под крана нельзя — она чуть ли не опасна для здоровья. А последней страшилкой оказалось то, что в рижской водопроводной воде нашли ибупрофен — обезболивающее лекарственное вещество. Действительно ли все так страшно?

Жители Риги пьют много лекарств

Как сообщалось в газете Diena, на Даугавгривской очистной станции ученые Латвийского университета (ЛУ) и института BIOR проверяли эффективность системы очистки. В результате в рижских сточных водах обнаружили остаточное присутствие обезболивающих, антибиотиков, лекарств против холестерина и контрацептивных средств.

Выяснилось, что через фильтры проникает большая часть фармацевтических веществ.  Так, обезболивающее и противовоспалительное средство ибупрофен было обнаружено даже в водопроводной воде.

Ассоциированный профессор ЛУ и руководитель лаборатории исследований продовольствия и окружающей среды научного института безопасности продовольствия, здоровья животных и окружающей среды BIOR Вадим Барткевич успокаивает, что нет никаких оснований поднимать панику или делать поспешные выводы.

"Не нужно особо беспокоиться из–за ибупрофена. Но это интересный вывод — влияние человека настолько велико, что мы видим его даже в воде из–под крана. Обезболивающие препараты люди применяют все чаще и чаще".

Но присутствие лекарств в водопроводной воде настолько мало, что пока бить тревогу рано.

Качество водопроводной воды в Латвии регламентируется правилами Кабинета министров, где указываются допустимые параметры различных неорганических и органических веществ. А вода, которую пьют рижане, приходит из двух источников. Так, к жителям Пардаугавы и Кенгарагса поступает речная вода из Даугавы, из водохранилища Рижской ГЭС с глубины 8 метров.

Другой водозабор — это подземные источники, расположенные рядом с озером Мазайс Балтэзерс. Еще в 1904 году здесь пробурили первые скважины. И до сих пор по качеству и вкусу эта вода занимает первые места в Европе. Кстати, вокруг водозабора создана защитная зона, где не только невозможна хозяйственная деятельность, но и пройти нельзя.

Непосредственно перед отправкой в сеть вода проходит многоступенчатую очистку: ее очищают через фильтры, озонируют, убивая микробы, а для гарантии еще и хлорируют (добавляя около 0,3 миллиграмма Cl на литр). Раньше, до реконструкции водопровода, хлорки вбухивали намного больше — от 0,8 до 1,2 миллиграмма.

Кто загрязнил национальное достояние

Воды в Латвии предостаточно, учитывая реки и озера. Под землей тоже расположены запасы пресной воды. Но вода прекрасно поглощает различные примеси, чаще всего — железо и сульфаты. И в некоторых районах Риги существуют большие проблемы с качеством подземной воды.

Например, в Румбуле на месте бывшего аэродрома образовался настоящий нефтяной горизонт. Ведь здесь десятилетиями в землю просачивались нефтепродукты. Аналогичная проблема существует и в Яунмилгрависе. Здесь чуть ли не сто лет на суда грузили нефть. Результат — на Даугаве или в протоке Милгравис частенько образуется нефтяная пленка.

За пределами Риги самое загрязненное место — это инчукалнские гудронные пруды, которые уже более десяти лет никак очистить не могут, и территория вокруг бывших очистных сооружений Елгавской кожевенной фабрики. Здесь тоже в подземной воде много всякой небезопасной для здоровья человека гадости.

Устроить мини–зону заражения может любой дачник, оборудовав на своем участке туалет с обычной, незабетонированной выгребной ямой. И вскоре в расположенном поблизости колодце появятся фекалии. Причем с годами они будут просачиваться все глубже в горизонт. Именно поэтому врачи не советуют пить воду из поверхностных родников.

К примеру, некоторое время назад в Кекаве выстраивались очереди желающих наполнить бутыли водой из родника. Она считалась чуть ли не целебной. Но сборщикам было невдомек, что влага текла с полей, куда отвозился птичий помет с расположенной поблизости птицефабрики. Сейчас здесь даже останавливаться запрещено, а съезд огорожен защитными барьерами.

Почему в Лиепае и Юрмале не стоит принимать ванны

Даже если вода не испорчена следами жизнедеятельности человека или животных, все равно во многих местах качество подземных вод хромает. Она жесткая, в результате чего образуется накипь на чайниках. Это следы присутствия железа и сульфатов. Кстати, утверждение, что чем глубже скважина, тем чище вода, неверно.

С каждым метром глубины в воде растворяется все больше минеральных веществ. В свое время в Латвии пробурили в окрестностях Лиепаи самую глубокую скважину, которая составляла более километра. Из нее хлынула горько–соленая вода.

Специалисты института BIOR проверяли качество водопроводной воды в шести городах по по разным показателям: по количеству микроорганизмов, соли, калия, кальция, железа, минералов, определяли прозрачность и жесткость. Выяснилось, что самая чистая вода — в рижских микрорайонах Югла и Тейка.

А подкачала вода из водопровода в Юрмале. Там она оказалась самой соленой. И это несмотря на то, что здесь была проведена существенная реконструкция водопровода. Самой "минеральной" (богатой микроорганизмами и прочими полезными и не очень веществами) считается вода в Лиепае.

В Елгавском крае в подземных водах зашкаливает содержание сульфатов. Все это влияет на жесткость, что проявляется не только в виде накипи в чайнике, но и отражается на сердечно–сосудистой системе человека.

Жесткость, т. е. уровень растворенности минеральных солей в латвийских подземных источниках (а большинство водопроводов работает именно с ними), является одной из главных проблем не только коммунальщиков, но и владельцев частных домов с автономными системами водоснабжения. Поэтому многие и используют фильтры (их стоимость начинается с 700 евро), регулярно закупают мешки с таблетками соли, используемой для смягчение жидкости.

Всё дело в трубах

К потребителю вода поступает по трубам. Они чаще всего стальные и эксплуатируются не одно десятилетие. Так, во время ремонта магистрального водопровода, проведенного на рижской улице Бривибас, оказалось, что там были закопаны трубы, изготовленные еще в начале 50–х годов прошлого века. Сталь коррозирует, взаимодействуя с водой, и труба зарастает накипью изнутри. На тупиковых участках она может за 30 лет зарасти полностью.

Кроме того, в трубах прекрасно себя чувствуют и различные микроорганизмы. Обычная концентрация хлора в водопроводной сети Риги не превышает 0,2 мг на литр. Это гарантирует, что питьевая вода по микробиологическим показателям отвечает требованиям безопасности и безвредности.

Однако такая концентрация хлора слишком мала, чтобы предотвратить образование так называемой биопленки. Из–за ее возникновения происходит зарастание водопроводных труб микроорганизмами и начинается усиленное их размножение, что в конечном итоге может привести к ухудшению вкуса воды и появлению запаха. Поэтому недавно в трубах проводили дезинфекцию, временно повысив концентрацию хлора до 0,5 мг на литр.

По данным ВОЗ, безвредной для человека является концентрация хлорки в воде в пределах 5 мг/л. Сейчас все вернулось к норме.

Водопроводчики советуют: если вы долго не пользовались квартирным умывальником, лучше всего подождать несколько минут, чтобы сошел весь осадок. Здесь спасает только то, что благодаря сильному напору вода просто не успевает застаиваться, а значит, отложения не растворяются в жидкости.

Что же касается альтернативы — той же бутилированной воды, то проведите слепую дегустацию, попробовав различные образцы. Чья вода окажется вкуснее? Скорее всего, именно водопроводная. Ведь она была добыта из скважины буквально несколько минут назад. А вода в пластике могла стоять на прилавках месяцами. Какие там могли образоваться микроорганизмы?

То же самое можно сказать и о жидкости из кулеров. Здесь источником повышенного риска служат многоразовые баллоны, которые не всегда тщательно промывают. Так что нашу воду можно смело пить из–под крана. Это вам не Египет или Турция.


Написать комментарий

ну и где тут про Даугавпилс?