Как бы крыша не рухнула!

Состояние домов в городе иначе как плачевным не назовешь. Что особенно беспокоит, так это крыши. Практически все они протекают

Если жители квартир на нижних этажах думают, что это не их проблема, то глубоко заблуждаются! Дом с дырявой крышей разрушается очень быстро. Так что детям и внукам квартиру в наследство уже не оставишь, а другого ничего у нас нет. Мы уподобляемся крепостным помещика Плюшкина (из «Мертвых душ»), у которых крыши домов тоже были дырявыми. Они ведь как рассуждали: «В дождь не кроют, а в вёдро и само не каплет!» Что же делать? Многие читатели «Миллиона» интересуются, возмущаются, негодуют и просто спрашивают – на что пойдут деньги, вырученные от повышения платы за обслуживание дома.

Известно, что с 8.2 сантима за квадратный метр она увеличилась до 15 сантимов. Может быть, как раз на капитальный ремонт крыш?! Увы, нет. За подробными разъяснениями я обратилась к ответственным работникам ПЖКХ – организации, отвечающей за обслуживание домов.

В первую очередь мне объяснили, что тариф необходимо было повысить до 15 сантимов, поскольку цены с 1997 года (когда был утвержден тариф в 8.2 сантима) буквально на все подскочили неимоверно. (Что правда – то правда!) Эти дополнительные деньги пойдут на ремонт кровель, наружных швов в панельных и монолитных домах, подъездов, дымоходов и т.д. А также на содержание аварийной и ремонтной служб, бензина для машин, оплату сотрудников ПЖКХ – от администрации до дворников и т.д и т.п. Кроме того, решено по 2.5 сантима откладывать как бы в «копилку» дома – на всякие неожиданные, но срочные ремонтные работы. Причем меня заверили, что эта, грубо говоря, «заначка» на другие цели использоваться не будет.

Хотелось бы знать – на том мы свете или на этом. То есть для начала получить информацию – сколько денег на счету дома. Опять же, если должны, то сколько именно. А главное за что, и кто конкретно загнал дом в долговую яму. Как мне объяснили в ПЖКХ, до того момента как большая часть квартир была приватизирована (а случилось это в годах 2000-2001), расходы и доходы по домам не распределялись – все считалось в целом. Кому- то – больше, кому-то меньше. По какому принципу – объяснять, думаю, не нужно. В среднем все было неплохо. Только как-то корова утонула в пруду, где в среднем ей было по колено. Так и с домами – некоторые отремонтированы, а другие – совсем ветхие. Однако с того времени как более 50% квартир были приватизированы, дебет с кредитом сводится по домам.

В настоящее время принято «Положение о старших дома». В нем черным по белому записано, что раз в год старшим по дому должна предоставляться отчетность по дому.

Хорошо, допустим, получили жильцы отчет, а там долг тысяч шесть латов. Господи, помилуй! Ведь вроде все соседи – люди приличные, платят вовремя. Откуда такие долги? Крышу никто не ремонтировал, подъезды просто-таки вопиют о ремонте, стекла повыбиты, трубы в подвале неприлично обнажены. Куда деньги делись? Оказывается, очень даже есть куда. Несколько квартир пустует. Прежние жильцы выселены за долги. Куда они подевались – тайна, покрытая мраком. Долги же так и висят на доме, как цепи на кандалах каторжника. Наконец-то, спустя несколько лет после того как большая часть квартир была приватизирована, дума занялась этим вопросом. В мае этого года было принято решение о том, что плату за обслуживание дома и отопление незаселенных муниципальных квартир будет вносить самоуправление. Замечательно! А что делать с уже имеющимися долгами? Ведь не вчера пустые квартиры стали таковыми. К тому же по Закону о квартирной собственности от 1998 года самоуправление должно было покрывать расходы в части, пропорциональной своей квартирной собственности. Как мне объяснила главбух ПЖКХ, эти долги понемногу списывались и раньше. К тому же они не должны отражаться в отчетности по финансовому состоянию платежей по дому. Тому самому отчету, который будет предоставляться раз в год старшему по дому. Кстати, долги за поставляемое тепло тоже не должны влиять на отчет ПЖКХ.

Допустим, но ведь выселяют не только из муниципальных, но и из приватизированных квартир. Что с этими долгами делать? Если их не погашают, то квартиру продают с аукциона и задолженность гасят. Длится это полгода-год. У нас редко квартиры продают с аукциона – почти никогда. Естественно, собственность настолько подорожала, что легче взять кредит под залог квартиры и потихоньку погашать долги. Однако «Улита едет, когда-то будет?» А дом ремонтировать на какие средства? В ПЖКХ рассказали, что часть ремонтных работ тоже производится в кредит, который гасится из этих платежей.

Так все хорошо объясняют, только результаты работ на нашем, к примеру, доме как-то не видны. Вот тут начинается сфера деятельности «их величества» старших дома. Фигуры, обремененные грузом забот, фактически бесправные и работающие без вознаграждения, на голом энтузиазме.

Опять же, в ПЖКХ заверяют – все в руках собственников. Поспешили купить ветхое жилье, отдали деньги и сертификаты – теперь приходится расхлебывать. Никто не будет его даром ремонтировать. Собирайте общее собрание, принимайте решение о кредите – и вперед – ремонтируйте крышу, утепляйте дом, ремонтируйте подъезды. А еще лучше – создавайте юридическую организацию собственников квартир.

Идеи великие. Только народ, которым управляет дума, ей достался не тот. Поменять бы, да никак не выходит. Город у нас многонациональный, по преимуществу славянский. Как говорит статистика – 95% выпускников школ и институтов, из числа не относящихся к титульной нации, не связывают свою дальнейшую судьбу с Латвией. Кто постарше, те уж как-то приспособились, притерпелись… и живут-доживают.

Кто идет в старшие по дому? Правильно – пенсионеры, люди старой закалки, к гримасам дикого капитализма не приученные. Кредиты, лизинги, а то еще страшнее – ипотека, им этого не понять. Чтобы собрать жильцов на общее собрание, требуются титанические усилия. Народ предпочитает отсиживаться по своим углам. Без решения же общего собрания – никак. Замкнутый круг. Того и гляди, крыша на голову рухнет.

Если нашим людям сказать, что в течение года с них будут удерживать по лату в месяц, они ведь возражать не будут. Только нужно объяснить, на какое благое дело деньги пойдут. Причем объяснить толково и внятно, простыми словами. Самим собраться, принять решение, протокол писать, куда-то идти, чего-то добиваться – это вряд ли. Не привыкли люди к тому, что дом – это их собственность. Что тут поделаешь? Властные структуры могли бы сдвинуть эту глыбу с метртвой точки, но для этого нужна добрая воля и большое желание. Однако вопрос решать придется, иначе рухнут наши дома, как карточные домики.

06.06.2006 , 14:23

НАТАЛЬЯ АСТРАТОВА


Написать комментарий