Из–под крана или из бутылки: какую воду в Латвии лучше пить 5

Чем жарче становится, тем больше организму требуется влаги. Поэтому одним из самых востребованных товаров в летний период является питьевая вода.

Казалось бы, чего проще: открыл водопроводный кран и пей в свое удовольствие. Однако в последние годы нас настойчиво уверяют, что водопроводная вода в Латвии чуть ли не смертельно опасная. Поэтому многие выбирают альтернативу в виде фасованной продукции в бутылках или кулерах. Но есть ли смысл подобных трат?

Она слишком жёсткая

Одним из главных природных богатств Латвии является вода. Рек и озер в стране достаточно, равно как и запасов подземных вод. По мнению экспертов, в Латвии самый распространенный недостаток — это привкус железа в воде.

«Если провести опрос жителей, то немало укажет на то, что вода имеет привкус железа. Люди вообще склонны считать воду в Латвии не слишком качественной, иной раз даже вредной. Тем не менее, хотя она и не идеальна, вода ни в одном регионе Латвии не вредна и тем более не опасна для жизни», – указывает Солвита Муцениеце, глава отдела контроля общественного здоровья Инспекции здравоохранения.

Жесткость, то есть уровень растворенности минеральных солей в латвийских подземных источниках (а большинство водопроводов работает именно с ними), является одной из главных проблем не только коммунальщиков, но и владельцев частных домов с автономными системами водоснабжения.

Это впрямую выражается не только в виде накипи на чайнике, но и сказывается на сердечно–сосудистой системе человека. Поэтому многие и используют фильтры (их стоимость начинается с 700 евро) и регулярно закупают мешки с таблетками соли, используемой для смягчения жидкости.

Старые трубы

Качество воды на водозаборах в населенных пунктах по европейским стандартам проверяется через каждый час. Но вот трубы и являются основным загрязнителем. Даже в Риге есть участки, где их не меняли около 100 лет.

Трубы обычно делались из стали, а этот металл коррозирует при взаимодействии с водой. В результате на внутренней поверхности трубы накапливаются отложения. Считается, что стандартная водопроводная труба дюймового сечения за 30 лет эксплуатации зарастает изнутри настолько, что проход сужается до диаметра в 5 мм.

В музее городского водопровода в Закюмуйже можно посмотреть на подобные образцы. А вся эта грязь, в особенности при перепадах давления в сети, течет из кранов в квартирах. Водопроводчики советуют: если вы долго не пользовались квартирным умывальником, лучше всего подождать несколько минут, чтобы сошел весь осадок. Здесь спасает только то, что благодаря сильному напору вода просто не успевает застаиваться, а значит, отложения не растворяются в жидкости.

Непосредственно перед отправкой в сеть вода проходит многоступенчатую очистку: ее озонируют, убивая микробы, а для гарантии еще и хлорируют (добавляя около 0,3 миллиграмма Cl на литр). Раньше хлорки вбухивали намного больше: от 0,8 до 1,2 миллиграмма. Соединения хлора могут вызвать раздражение кожи, аллергию, способствовать обострению астмы. Но для этого надо сразу выпить чуть ли не чайник подобной воды.

На большинстве водозаборов стоят системы обезжелезивания, поэтому по уровню содержания растворенного железа (0,2 миллиграмма на литр) она вписывается в европейские нормы.

В бутылочной расфасовке

Лаборатория научного института BIOR сравнила качество водопроводной воды в шести городах с аналогичной фасованной продукцией популярных марок. Вывод: существенной разницы не обнаружено. В нашей стране классификация бутилированной воды подчиняется нормативным актам ЕС и решениям Кабмина ЛР.

По закону продаваемая в Латвии вода может быть только трех видов: питьевой, родниковой и натуральной минеральной. В супермаркетах продается преимущественно питьевая вода (dzeramais Udens). Ее вполне можно разливать по бутылкам, используя воду из городского водопровода, либо непосредственно на водозаборе.

Кстати, именно так и поступают некоторые латвийские производители известных марок. Изготовитель, как и любое предприятие пищевой индустрии, обязан зарегистрироваться в Продовольственно–ветеринарной службе. А в остальном он работает по принципу самоконтроля.

Питьевая вода не имеет специфических требований к маркировке, поэтому на этикетке такого товара производителю совсем не обязательно указывать место добычи воды и ее состав — достаточно отметить страну, где расположено предприятие.

Однако если фабрикант указывает месторасположение родника, это означает, что он дорожит своей торговой маркой, — а это является определенной гарантией качества. Как же устроено производство, использующее свой источник? Для этого достаточно двух комнат: в одной вода очищается, в другой – разливается и упаковывается.

Сначала происходит очистка несколькими фильтрами – угольными и песчаными; на следующем этапе воду пропускают через специальные фильтры, снижающие минерализацию или, наоборот, насыщающие воду определенными минералами: серебром, фтором и пр. Затем воду обеззараживают, подвергая воздействию ультрафиолета, после чего насыщают озоном с той же целью. Озон, как сильный окислитель, обладает биологической активностью и оказывает разрушающее воздействие на организм на молекулярном уровне.

В принципе любое обеззараживание – это нарушение структуры воды. После предварительной подготовки вода разливается в бутылки, которые также обрабатываются специальным раствором, обеззараживаются и прополаскиваются той же водой, что наливается в бутыли, – чтобы создать в емкости среду, аналогичную наливаемой воде. Пробка, которой закупоривается бутыль, также проходит обработку — ультрафиолетом.

Более жесткие требования предъявляются к родниковой воде. Жидкость берется исключительно из подземных пресных вод и предназначена для употребления только в натуральном виде. Разрешается ее лишь пропускать через песчаные фильтры или насыщать диоксидом углерода (чтобы получилась газировка). А разливать по бутылкам или кулерам допускается только непосредственно у родника.

Минеральная вода считается уже лекарством и должна продаваться в аптеках. Она добывается из подземного месторождения через одну или несколько скважин. Главная задача производителя — сохранить природную чистоту и состав, упаковав воду на месте в закрытую тару. Минералку запрещено улучшать, очищать и так далее. Ее разрешено при необходимости пропустить через механический фильтр или подвергнуть оксигенации (насыщение воды кислородом). Можно добавить все тот же диоксид углерода для получения газировки.

На территории ЕС под маркой «натуральная минеральная» может реализовываться только марка, включенная в специальный реестр, который доступен в Интернете: ec.europa.eu//food/food/food/lab ellingnutrion/water/index en.htm (The Lists of Natural Mineral Waters).

Вы можете быть уверены, что водопроводная вода, льющаяся из крана, является свежей и еще совсем недавно плескалась на глубине или в водоеме. Чего не скажешь о бутилированной воде из супермаркета. Срок ее реализации — больше года, поэтому она может храниться на прилавке не один месяц под палящими лучами солнца.

Вода является хорошим растворителем, а пластмасса, даже пищевая, при высоких и низких температурах начинает выделять вредные вещества, которые и попадают в жидкость.

Некоторые потребители предпочитают газированную воду. Но газирование — это один из способов консервирования. Помните советские лимонады, имевшие срок реализации не более двух недель? В них был единственный консервант: углекислый газ.


Написать комментарий

iz kolodca

iz kolodca krot

Построенного рядом с туалетом и без единой проверки качества воды

Построенного рядом с туалетом и без единой проверки качества воды

или рядом со скотным двором...

много лет пью из - под крана и нет проблем.
сколько было уже статей в СМИ, что в продажу поступала вода , которую наливали из - под крана, а выдавали даже за миниралку и тд. В нашем доме нормальная вода.

Построенного рядом с туалетом и без единой проверки качества воды

ljudi pili i pjut i zivut po90 let a skrana v 40 zagibajutsja

Написать комментарий