Не путать родину с начальством

Наши власти готовы поддерживать белорусскую оппозицию. А свою?
Наши власти готовы поддерживать белорусскую оппозицию. А свою?
Какое бы событие ни произошло в мире, можно быть уверенным - в латышской и русской прессе оно будет освещаться по-разному.

Лояльность – это исполнение законов. Не более того

Можно много говорить о причинах этого явления, перипетиях близкой и не очень истории, о различном менталитете пишущих и читающих, разных профессиональных традициях журналистов, но когда комментируются актуальные проблемы собственной страны, так или иначе встает вопрос патриотизма. Тогда публикации с подачи политиков, да и многих латышских коллег, оцениваются не столько с позиций соответствия фактам и точности их изложения, но как лояльные и нелояльные к государству.

Лояльность и патриотизм

Если отвлечься от вынужденно европеизированных формулировок руководителей государства в их официальных речах, то критерий патриотизма для нетитульных довольно прост: «Вы должны быть лояльны к государству, любить и уважать Латвию и латышей». Любовь, в том числе и к родине, – это замечательное чувство. Но у него есть одна особенность – это понятие категорически не сочетается с глаголом «должны». Не бывает любви вынужденной и уважения из-под палки, так рождаются только неприязнь и ненависть.

Тут обычно следует такой аргумент: Латвия – страна латышей, а приезжие именно ДОЛЖНЫ, если же это для них неприемлемо, то пусть уезжают. Однако как быть сотням тысяч нелатышей, для которых данный тезис противоречит фактам собственной биографии – противоречит настолько, что, следуя оным, даже многим негражданам в анкетах при прохождении натурализации в графе «Откуда прибыли в Латвию» впору писать медицинский термин или нецензурное слово…

Вот и я, например, ниоткуда в Латвию не приезжал, мои родители – тоже. Это Латвийская республика в ходе боев гражданской войны «приехала» в русско-белорусскую деревню моего деда. Приехала и осталась. Так что это большой вопрос: кто к кому изначально должен проявить лояльность.

Послабления в сфере языка и гражданства невозможны, потому что Латвия – единственное место на Земле, где латыши могут жить и развиваться? Однако те же финны наверняка тоже считают, что Финляндия – это единственное место, где они могут жить и развиваться. Но это нисколько не помешало им принять в качестве второго официального шведский язык.

К тому же в последнее время, благодаря «успешной» деятельности в области экономики стерильно латышского правительства и абсолютного латышского большинства в Сейме, все больше молодых, деятельных латышей стали воспринимать в качестве места, где они могут нормально развиваться, почему-то Англию с Ирландией. Там уже издают латышскую газету, собираются организовывать латышские классы и открывать избирательные участки. Если так и дальше пойдет, то скоро половину министерств придется объединить с МИДом или вовсе создать выездной дубль Кабинета министров.

Вот интересно, как там будут обстоять дела с интеграцией и билингвальным обучением?

Экспорт демократии, импорт демократов…

Намедни наше демократическое правительство объявило о готовности за госсчет обучать в латвийских вузах демократически настроенных студентов, пострадавших за участие в уличных демонстрациях и стычках с правоохранительными органами. Что значит, «такого не может быть никогда?» Может, своими глазами видел сообщение на Delfi!

Ой, простите, поторопился – слова пропустил… Важные: «студентов из Белоруссии». А вы что подумали? Противников реформы русских школ из местного штаба? Ха-ха-ха, вот этого точно не может быть. Наши власти требуют лояльности только к своему государству и отстаивают демократию исключительно в экспортном исполнении – для других стран. Поскольку с экспортом в Белоруссию возникли затруднения, пытаются наладить импорт тамошних пострадавших демократов.

Хорошее, между прочим, дело: они здесь пообщаются с Айо Бенесом, местными штабистами, обменяются опытом. Может быть, даже вместо скучных лекций в ЛУ проведут практическое занятие на тему «Как правильно бороться за демократию»: выйдут на Бривибас, перекроют движение, а при появлении полиции построятся клином и пойдут на прорыв с криком «Хай жыве!» Полицейских – ногами, бутылками по каскам и фуражкам, как милиционеров в Минске. Вот интересно, куда бы их потом «доучиваться» отправили: в Оксфорд, Сорбонну или все же в казенный дом с видом на железную дорогу?..

Общепринятый уровень лояльности предполагает все же исполнение законов, а вот все, что сверх того, – личное дело человека. Но если граждан соседнего государства откровенно подталкивают на борьбу с тамошней властью, то и латвийцы имеют право как минимум по-разному относиться к Родине-Латвии и персонам и партиям в ее властных структурах.


Написать комментарий