В последние годы Центральная Европа регулярно сталкивается с наводнениями. Наводнения случаются и в Латвии — прошлым летом затопило множество улиц и приусадебных участков в Елгаве. Тогда мало кто думал о размокших огурцах и помидорах — ущерб был гораздо серьезнее. Но вопрос остаётся актуальным: можно ли есть урожай с грядок, если их заливали сточные воды? Отвечает руководитель Института научных исследований в области продовольственной безопасности, здоровья животных и окружающей среды “Bior” Ольга Валцина.
- Начну с личного вопроса. Вы пробуете яблоки на рынке? Иногда продавцы предлагают.
Иногда — да. Особенно, если покупаю местные яблоки и мне важно, чтобы у них был определённый вкус. Если хочу просто поесть — они должны быть сладкими и сочными. Если для консервации — нужны покислее и пожёстче. Я очень субъективно подхожу к выбору, как, думаю, и все: смотрю, чистые ли сами яблоки, чистый ли нож, чист ли продавец. Пробую не все подряд, но признаюсь — бывает.
- Люди часто ссылаются на «старые времена»: выдернул морковку, обтер о штанину и съел. Что мы ещё вместе с морковкой можем так съесть?
Мы можем съесть яйца кишечных паразитов, можем заразиться так называемой «крысиной болезнью» — лептоспирозом, можем подцепить иерсиниоз, который тоже связан с грызунами (в случае иерсиниоза — с фекалиями, в случае лептоспироза — с мочой). Это неприятные заболевания, которые затрагивают желудок, кишечник, нервную систему — ничего хорошего. Паразиты тоже малоприятны: самые простые — яйца остриц — легко смываются, их сравнительно легко лечить, но это тоже ничего хорошего. Поэтому всегда нужно думать. Если в огороде не использовался навоз, если животные проверены и здоровы — от одной морковки или немытого яблока ничего страшного не случится. Но давайте честно: и переусердствовать не стоит. Но если мы говорим о промышленных фруктах, например, яблоках из супермаркета, — каждый из них кто-то трогал. А кто эти люди, мы не знаем. Мы также не знаем, как мылись ящики, в которых перевозились эти фрукты. Поэтому фрукты нужно мыть.
- Отличается ли степень загрязнения у растений, растущих в земле, и у тех, что над землёй?
Конечно, различия есть: с землёй и песком мы получаем и загрязнения, которые невозможно просто стереть. Загрязнение может быть серьёзнее и сохраняться дольше, чем на кожуре. Большинство микробов не живёт вечно — им не хватает влаги, и они быстро погибают. А в почве условия благоприятнее: там микробы могут дольше сохранять жизнеспособность и способность заражать.
- Мы говорим о микробиологическом загрязнении. Что это такое?
Вокруг нас полно микробов — это нормально, они составляют значительную часть всей биомассы на планете. Но нужно помнить: есть полезные микробы, например, те, что помогают квасить огурцы и капусту, и есть вредные — те, что вызывают болезни. Когда мы говорим о загрязнении, мы имеем в виду именно вредные. Например, сальмонеллы, кишечная палочка и другие возбудители болезней. В почве большинство из них обычно не живут. Чаще всего возбудители кишечных инфекций попадают к нам с фекальным загрязнением. Будь то сточные воды, фекалии больных животных или перенос с другой среды — кто-то, к примеру, прошёлся по коровнику, а потом по грядке с клубникой, и ягоды оказались на его следах. Перенос микробов может произойти очень быстро. Поэтому самое опасное в огороде — фекальное загрязнение. Будь то навоз или птичий помёт — там могут быть сальмонеллы, кампилобактерии и другие патогены.
- Вы упомянули сточные воды. Если во время летнего наводнения сад затопила канализация, это значит, что всё больше не пригодно в пищу?
Скажу так: в природе есть механизмы самоочищения, иначе мы бы уже все жили в толстом слое фекалий. Есть организмы, которые всё это перерабатывают — жуки, насекомые, микроорганизмы. Но всё равно — нужно думать головой. Если затопило приусадебный участок, и при этом вылилась городская канализация, а это, простите, не только фекалии вашей семьи, но и чужих людей, болезни которых вам неизвестны — это означает, что всё в этом саду загрязнено. Никто не захочет есть помидоры, выкупанные в канализации!
- А если сточные воды затронули только корни?
Корни или даже семена. Патогены могут сохраняться в почве долго. Вспомним случай в Германии в 2011 году, когда люди массово отравились токсигенной кишечной палочкой. Причиной стали пророщенные зёрна — кажется, пажитника. Бактерии находились уже внутри семян. Когда зерно прорастает, бактерии развиваются вместе с ростком. Мы говорим не только о моменте наводнения. Даже если в земле только что что-то посеяли — бактерии могут там остаться. Это риск.
Что я бы посоветовала? Если уж совсем жалко выбрасывать, то урожай с затопленного участка нужно использовать только после термической обработки. Она уничтожает большинство микробов фекального происхождения. Помидоры — на консервацию, морковь — варить, в суп — тоже можно, соблюдая гигиену. Не стоит давать кожуру домашним животным — им болезни тоже ни к чему.
- Но ведь навозом удобряют и тогда, когда плоды уже завязались. Через сколько он «выветривается»?
Хочется верить, что навоз производят на фермах, где здоровье животных проверяется. И что если на ферме у животных массовая диарея, такой навоз в огород не попадёт — скорее всего, причина болезни в опасных организмах, выделяющихся с фекалиями. То есть, если навоз от здоровых животных, не должно быть особых рисков. Конечно, от всего не застрахуешься, и кто-то может попасть в те самые 2–3% риска. Но, повторюсь, нужно думать и наблюдать.
- Что можно смыть?
Это зависит от многих факторов. Если это что-то зелёное и кудрявое, как проростки редиса или гороха, которые едят сырыми, — их нельзя промыть. Просто физически нельзя — в каждую складочку не проникнуть ни водой, ни щёткой. И никто не будет замачивать их в дезинфицирующем растворе. Скорее всего, загрязнение останется. Но с помидорами, например, такого риска нет. Советую всегда думать и представлять, как микроб из почвы может попасть на еду.