КГБ такое и не снилось!

Можно ли в нашей стране спокойно разговаривать по телефону или все сказанное записывается и в нужный момент может быть использовано против любого из нас? Неужели мы живем в стране, где, как в легендарной антиутопии Джорджа Оруэлла, Большой брат постоянно следит за тобой? И в чем тогда отличия «тоталитарного» прошлого от «демократического» настоящего? Об этом «Час» спросил у известных латвийских политиков.

Зеленые и крестьяне

Нужно строго следовать закону

Август Бригманис,председатель парламентской фракции Союза зеленых и крестьян:

Мне очень не нравится вся эта ситуация. В законе строго оговорено, чьи разговоры и при каких обстоятельствах могут быть прослушаны. Информация, полученная в ходе прослушки, не должна обнародоваться, ее цель – помочь следствию. А у нас эти разговоры «утекают» в средства массовой информации. Раньше подобного не происходило. Думаю, это связано с выборами. Как с этим бороться? Нужно строго следовать закону.

«Новое время»

Привет из советского прошлого

Атис Кампарс, заместитель председателя парламентской фракции «Нового времени»:

Это нехорошее явление. Скажу больше, очень плохое. В Советском Союзе все знали, что их прослушивает КГБ, и прежде чем сказать что-то вслух, обдумывали каждое слово. Надеюсь, мы до этого не дойдем, хотя тенденция наблюдается неприятная.

Тут многое зависит от журналистов, ведь у представителей СМИ есть свой кодекс этики. В США, например, одного журналиста даже посадили в тюрьму, потому что он не раскрыл свои источники. Придется решать, что делать с этой проблемой.

Народная партия

Прослушку стимулируют выборы

Михаил Пиеткевич,заместитель председателям парламентской фракции Народной партии:

Все эти подслушивания в нашей стране приобретают ненормальный характер! Что интересно: по слухам, не всегда записи разговоров, выдаваемые за телефонные, ими являются. Есть предположения, что за телефонные разговоры часто выдают записи разговоров, сделанных на диктофон при частной беседе. Поэтому каждый случай надо рассматривать отдельно. Но то, что сейчас происходит, на мой взгляд, недопустимо.

Если кому-нибудь сказать, что в демократической стране, члене ЕС и НАТО, прослушка ведется вне рамок закона, не поверят. Бороться с этим явлением надо! Но, думаю, что пройдут выборы и на ближайшие пару лет воцарится тишина.

Первая партия

Спецслужбы на службе у политиков

Дайнис Турлайс, депутат Сейма от Первой партии:

Трудно воздержаться от грубых слов. Все происходящее вокруг расшифровок телефонных разговоров свидетельствует о цинично низком уровне спецслужб. Они в ответе за утечку информации – сознательно или нет, это другой вопрос.

Если несознательно, значит, они не в состоянии выполнять свои обязанности, если же специально – то можно сделать вывод, что в нашей стране спецслужбы влияют на политические события. И где же тогда наш знаменитый, воспеваемый политиками гражданский контроль над армией и специальными службами? Нет его!

Получается, спецслужбы работают на определенные политические группировки. Вывод прост: нужно укреплять государственную власть, чтобы она действовала профессионально.

«Пчелы»

Ядерная война компроматов

 Юрий Соколовский, заместитель председателя парламентской фракции ЗаПЧЕЛ:

Разразилась ядерная война! За правыми политическими партиями стоят экономические группировки, которые имеют связи в силовых структурах. День за днем они накапливают компромат на своих конкурентов. Во времена противостояния СССР и США у обеих держав было много ядерных боеголовок, но они не применяли их, потому что понимали, что мир этого не переживет. Это называлось ядерным сдерживанием. Раньше и на нашей политической территории тоже наблюдалось сдерживание. Но нервы не выдержали и кто-то первым нажал на кнопку. А дальше – цепная реакция, выстрелы стали беспорядочными. Все воюют против всех. И это только начало. Думаю, апогей придется на вторую половину сентября и начало октября. Взрывная волна накроет правящую элиту.

«Центр согласия»

Власть прогнила

Янис Адамсонс,экс-министр внутренних дел, член партии «Центр согласия»:

Прослушать телефонные переговоры довольно просто. Как это делается в спецслужбах? Допустим, представитель правоохранительных органов получает санкцию на прослушку телефона подозреваемого в преступлении. Тот кому-то звонит, и эти телефоны могут быть также поставлены на прослушку.

Есть и еще один момент. Те, кто занимается прослушкой, получают санкцию на прослушку одного номера, но ведь всегда можно вписать туда и другие телефоны.

По оперативным данным пятилетней давности, в Латвии были три передвижных устройства для прослушивания телефонных переговоров. Они принадлежат крупным структурам. Все об этом знают, но делают вид, что не знают. И компании, занимающиеся предоставлением услуг мобильной связи, могут прослушивать телефоны клиентов. Ну а прослушать проводную связь вообще не проблема.

Утечка из спецслужб тоже вполне реальна. Я не слышал, чтобы из госполиции были утечки – там работают профессионалы высочайшего класса. А в других структурах все возможно.

Надо понять: мы живем под контролем прогнившей государственной власти. Каждая партия, приходя к власти, создает свою спецслужбу. И пока у нас непрофессионалы будут занимать ответственные посты, мы будем вынуждены с этим мириться.


Написать комментарий