Мини-модель Европы

Сегодня все рванули в “Центр”. В центр чего, какого “согласия” — понять сложно: уж очень разношерстный подобрался контингент. Как ни крути, отнести к левому движению собравшихся мужей, чтобы они там ни провозглашали, довольно сложно. Декларирующих “левые ценности” “пчел” дискредитирует альянс с “Латвияс Цельш” и “Первой партией”, теми самыми, что “рулили” как в стране, так и в городе все эти годы. Конкретно в Даугавпилсе толку городу от двинских “пчел” — ровно ноль! Ни для кого не секрет, что всеми делами в думе заправляют “путейцы” и “строитель-священник”. Среди устойчиво левых (не тех, кто ругает власть и устраивает клоунады — перед выборами это модно) в общем списке выделяется Латвийская социал-демократическая рабочая партия (ЛСДРП), от которой идет и партия Latgales Gaisma. До недавнего времени ЛСДРП ассоциировалась с несколькими известными людьми, среди которых значился и  Валдис Лаускис. Нынче г-н Лаускис не в гуще политической жизни, волею обстоятельств не состоит в партии. Тем интереснее поговорить с человеком не ангажированным.

h2.ЛСДРП

Валдис Лаускис по духу, убеждениям — человек чисто левых взглядов. Он просто так устроен. Если кто-то вспомнит, что г-н Лаускис — знаковая фигура Народного Фронта, то в те незабвенные времена вопрос стоял просто: должна ли Латвия быть независимым государством? Валдис Лаускис отвечал категорично: да! Именно тогда, в начале 90-х, он ушел из школы (преподавал математику и физику) и стал одним из руководителей Народного Фронта Даугавпилса.

Все относительно. Несмотря на все атрибуты полнейшего застоя (вспомним пресловутые талоны и карточки), Даугавпилс по социальным параметрам, промышленному производству и сфере образования был на высоте. Составлял конкуренцию Риге. После августа 91-го мир изменился! По инерции родной Двинск жил лучше, чем район и маленькие города, но тем сильнее ощущалось и падение. Рига о существовании второго города в латвии просто забыла и жила своей столичной жизнью, как мегаполис, извлекая из ситуации максимальные выгоды! Если где жизнь потихоньку и начинала бурлить, так это в Вентспилсе.

Деньги имеют свойство идти к деньгам. Чуда не случалось, как составная часть внутренней политики, региональная политика отсутствовала напрочь, о крае озер никто не вспоминал. Народ выживал как мог, жизнь продолжалась не благодаря кому-то, а чему-то вопреки.

— Самое удивительное, — продолжает разговор Валдис, — политика Риги на сегодняшний день не изменилась. Если на субъективном восприятии какие-то перемены ощущаются, территориально мы все-таки в Европе, то в программном варианте, в отношении столицы к регионам, мы стоим там же, где стояли. Даже сегодня, в преддверии очередных выборов, в программах партий нет четкой позиции по выравниванию регионов.

В 1994-ом году Валдис Лаускис создает Латгальскую демократическую партию (ЛДП) со множеством филиалов в маленьких городках. А два года спустя к нему приезжает Юрис Боярс с предложением создать единый социал-демократический кулак.

Так на авансцене появилась ЛСДРП, партия с приоритетом социал-демократических ценностей, имеющих более, чем столетнюю историю. В 1998 году ЛСДРП пришла в Сейм. Валдис Лаускис стал главой сеймовской фракции.

— Это был знаменательный период! Все работали по совести. Мировоззрение, планы, действия, личные отношения — все органично сплелось, заработал единый отлаженный механизм.

И люди это поняли. Тринадцать мест в Сейме тому свидетельство. Скоро, по оценкам политологов, за ЛСДРСП был готов отдать свой голос каждый четвертый житель Латвии. Находясь в оппозиции, не имея реальных рычагов влияния на правых, ЛСДРП провела два референдума. Именно благодаря ЛСДРП не приватизировано “Латвэнерго”, именно благодаря ЛСДРП тихим сапом, но стала меняться система начислений пенсий. На прошедших в этот период выборах в самоуправления социал-демократы взяли двести тридцать мест! Именно тогда, единственный раз правые почувствовали реальную угрозу своему вольготному существованию!

Кто пускает пыль в глаза…

— Жаль, обидно и больно вспоминать упущенные шансы. К сожалению, человеческий фактор тогда взял в верх, но мировоззрение мое не изменилось. Все, что я хотел сказать, в принципиальной форме было высказано на съезде. Жизнь продолжается, я искренне верю, другого пути просто нет — все станет на свои места. Правые показали, как при их правлении живут они и как живет народ. Есть железная аксиома: как правит столица, так правят и на местах. Поэтому политика хозяйствования в Даугавпилсе по определению не может кардинально отличаться от политики центра с поголовно коррумпированными чиновниками. Проголосовав так, мы получили то, что получили. Участие в гнусной дележке и разграблении города левых можно было бы назвать натуральным позором, но по-моему уже всем ясно, что к левому движению даугавпилсские ребята — не имеют никакого отношения! Именно благодаря ультраправым и “ЗаПЧЕЛ” и происходит искусственное деление на латышей и русских. Подобного анахронизма нигде более не встретишь. Зачем это делается? Ответ прост: имея гарантированный пласт электората, и те, и те желают одного: просто сидеть в Сейме. Их стычки сродни театральному действу, не более того. Во всем мире левые определяются приоритетами в социально-экономической сфере. А что у нас, в частности, в Даугавпилсе? Компромиссы при создании коалиции возможны — почему нет, но при условии, что вы не наступаете на горло собственной песне. Или категория нравственности уже отменена? Иногда говорят: “Ну, это политика…” С каких это пор элементарное невежество и корысть стали атрибутами политики? Создали правые и левые в городе коалицию, подписали соглашение и обнародовали его: чтобы народ знал, по каким именно социально-экономическим вопросам местные политики решились на такой шаг. Иначе — данный шаг есть обыкновенный сговор! Ранее в Риге у мэра города было два заместителя. Решили поставить третьего. Даугавпилсе посмотрел — и сделал четыре! Могло, мы это знаем, быть пять! В Резекне всегда был один заместитель, подумали, чем они хуже — сегодня тоже четыре! “Погоны” вешаются прилюдно, в угоду конъюнктуре. Все знают, каким образом г-н Шлесерс нажил капитал, скупая за бесценок земли в зеленой зоне, пуская затем их под строительство. В Даугавпилсе “флаг” перехватил его однопартиец г-н Дриксне! Это ли не политическая коррупция?! Один знакомый бизнесмен сказал мне, что у него ранее была возможность заполучить земли в центре города. Но отошел в сторону: и в мыслях, говорит, не было оставить детей без стадиона! Так ради чего, ответьте мне, в Даугавпилсе была создана коалиция?
— Оставим всуе наших доморощенных политиков. На носу выборы в Сейм. Как все-таки должен мыслить, на что опираться латвийский социал-демократ?

Три “кита”

— Давайте остановимся на трех моментах, пусть ваши читатели сами определят: существенны, важны эти моменты, или просто необходимо опираться на этих “трех китов”? Итак, Латвия вступила в Евросоюз. В среднем в странах Евросоюза 30-35 процентов бюджета идет на социальные программы (знают ли об этом “пчелы”? — прим. автора). В Латвии цифра — 15-16 процентов! Вопрос: может ли Латвия, имея такое долевое отношение в бюджете, решать вопросы инвалидов, пенсионеров, малоимущих, сирот, студентов, занятости, вопросы здравоохранения и т. д.? Ответ очевиден: конечно, нет! Почему, вступив в Евросоюз, Латвия живет по своим правилам? Зачем изобретать велосипед, мы что, умнее всех? Кого можно обмануть при нашей инфляции? Люди ходят в магазины каждый день!

Второй “кит” — принцип создания Евросоюза: развитие и выравнивание вступивших стран до уровня развитых стран Европы. Само собой подразумевается, что, став полноправным членом, Латвия должна стать мини-моделью Евросоюза! Что, в свою очередь, обязывает Латвию к выравниванию регионов! Именно для этого Евросоюз планомерно и выделяет инвестиции! Принцип квот: каждой стране для выравнивания нужно столько-то.

— Исходя из этого принципа, Латгалии нужно столько-то…

Совершенно верно! Определив жизненный уровень латгальца, учтя нюансы: величину безработицу, состояние экономики, инфраструктуру и тому подобные вещи — и выводится определенная цифра. И уже сама Латгалия решает как эффективнее эти средства освоить! И советуется, работает Латгалия не с Ригой, а с Брюсселем, с такими же региональными структурам Европы. Это принцип работы Евросоюза, это и есть социал-демократический подход! Если Латгалия занимает пятую часть территории, если в Латгалии живет пятая часть населения, то согласно европейским критериям Латгалия должна получать до 30 процентов всех инвестиций! Если с 2006 года по 2013 Латвия получит обещанные 4, 5 млрд евро, Латгалии причитается 1, 5 миллиарда! А что мы видим на деле?! Что делают с деньгами правые? Деньги мы получаем как подачки с приездом какого-нибудь министра — еще и хвалим его… Того, кто по своему функциональному назначению обязан наладить работу — и более ничего! У нас, куда ни коснись, все наоборот! Если политики хотят усилить регион — пожалуйста: в виде квот из госбюджета.
И последнее. Как в бывшем Советском союзе, так и нынешнем Евросоюзе присутствовала двухуровневая система самоуправлений. И тогда был эффект и сейчас он налицо. Есть поселки, есть города, есть районы — все со своей налоговой базой. Чем верна такая система? Все просто: есть моменты в здравоохранении, образовании и той же социальной сфере, которые присущи только маленькому городку или, например, поселку. Простой пример: в каждой деревеньке школу, детсад или больницу не построишь. Дожили: цинично делаем вид, что этих проблем вообще нет! Заканчивая разговор, спрашиваю себя: и с какой стати я должен вступать в любую правую партию? Находясь все эти годы у власти, правые думают только о себе!

— От ЛСДРП идет партия “Латгалес Гайсма”.
bq. Если социал-демократы справятся со своей задачей в Риге, то в Латгалии у Рихарда Эйгима есть все шансы. Я искренне желаю г-ну Эйгиму удачи.

— Последний вопрос: чем сейчас занимается г-н Лаускис?
bq. У меня есть свой бизнес, занимаюсь общественной работой. Конкретно сейчас я приехал из деревни. Помните, о притче про римского императора? Так вот: если бы вы знали, какой урожай слив я вырастил?..

07.09.2006 , 18:21

Роман САМАРИН


Написать комментарий