Главный редактор литовской газеты обвинен в разглашении гостайны по делу о гибели в Бресте литовского дипломата 1

В Литве органами госбезопасности на 48 часов задержан главный редактор газеты Laisvas laikrastis (“Свободная газета”) Ауринас Дрижюс. В офисе редакции произведен обыск и изъят тираж пятничного номера, сообщает литовское телевидение.

Основанием для задержания стало обвинение Дригиса в разглашении государственной тайны. В пятницу, по данным ТВ, в газете должны были быть опубликованы две сенсационные статьи. В одной из них приводятся разговоры руководителя предприятия “Olimpic cazino”, которое фигурирует в скандале вокруг партии “Новое время”, возглавляемой бывшим спикером Сейма Артурасом Паулаускасом. Вторая статья должна вышла с заголовком: “Поцюнаса (литовского дипломата, тело которого было найдено 23 августа возле гостиницы в белорусском Бресте) убили работники ДГБ”, передает РИА “Новости”.

Сообщается также, что в Департамент госбезопасности был вызван также руководитель информационной службы телеканала LNK Роландас Агинтас, которому якобы Дрижюс успел передать часть информации.

Председатель правления Института по правам человека Кястутис Чилинскас негативно оценил эти акции, заявив в пятницу Литовскому радио, что Департамент госбезопасности пытается скрыть сведения о коррупции государственных лиц.


Написать комментарий

Тенгиз Гудава

Эстонский прецедент

Значит так: мухи отдельно, котлеты отдельно. Снос или перенос каменного монумента это право муниципальных – даже не национальных - властей и тут нет места для дебатов. На русский вопрос: нравимся мы тебе? – суверенная страна может ответить «да» или «нет». Если Эстонии не нравится сегодняшняя Россия, она не одинока в своем чувстве.
Почему вдруг советский солдат стал героем? Потому что современная Россия от Советского Союза не далеко ушла, и это не история, это выбор сего дня. Допустим, что так эстонские власти выражают свое стремление отмыться не только от «прошлого» СССР, но и от «новой» России, которая сама олицетворяет себя с Советской империей.
Это – мухи.
Совершенно иной вопрос – могилы. Тут нет никакой связи с каменным монументом, являющим собой атавизм языческого поклонения. Памятник к памяти имеет такое же отношение, как канализация к каналу. Для памяти есть молебен, церковь, икона святых, альбом фотографий. Каменный истукан с торчащим автоматом – это не христианский, не иудейский, не мусульманский и вообще не религиозный символ. Это едва приукрашенный сатанизм и скульптура как объект поклонения – нонсенс.
Что касается раскопок могил, то тут, в самом деле очень щепетильная тема. Мертвые не любят, когда их беспокоят, и без крайней надобности не стоит этого делать. Впрочем, эстонские власти проявляют достаточную осторожность, пригласив священников для освящения раскопок.
С другой стороны, вероятно, имеет смысл идентифицировать останки и передать их родственникам или родине павшего воина. Мой дядя погиб в Белоруссии и похоронен в братской могиле. Если бы белорусские власти идентифицировали его останки и дали возможность похоронить его вместе с родными – я был бы только благодарен.
Отдельный вопрос: зачем надо было дергать медведя за хвост? В принципе, незачем. Но если медведь не цирковой, и не способен к дрессуре, то из цирка его лучше выгнать. Дикость свою пусть в лесу демонстрирует. Жест эстонских властей в этом аспекте понятен и правомочен.
Где, скажите, находятся памятники фашистской эпохи? Где монументы Гитлеру, Герингу, эсесовскому солдату? Равен ли эсесовский солдат СМЕРШевскому или НКВДэшному – вопрос риторический. Равен. К тому же не следует забывать, что советский солдат пришел в независимую Эстонию как оккупант, в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа.
В одной альпийской баварской деревушке я посетил часовенку, где был мемориал погибшим на Кавказе. Все мужское молодое население деревни погибло в тех далеких горах. Их помнят родные, помнит деревня, помнит и народ. Но не требует же Германия открытия памятника на Эльбрусе!
Я абсолютно убежден, что все памятники советской эпохи надо либо демонтировать и передать их России (Харькову, Приднестровью и любому заповеднику), либо пустить на щебенку. Можно иметь памятник в частном порядке, у себя дома, во дворе, в сарае или в специальном музее. Но не на столичной площади, не как объект чучхейского поклонения. Это ни к чему павшим солдатам. Это ни к чему живым гражданам. Это ни к чему будущему.
Россия сегодня страдает синдромом иммунодефицита, вызванного незалеченным советизмом. Она шарахается от всего, что гигиенически не приемлет ее моральную нечистоплотность. Она бежит от «цветных революций» и демократической эволюции, от Запада и Востока, от Европы и Америки, от Грузии и Молдовы, от Латвии и Эстонии, от Польши и Чехии, от евреев и негров, армян и азербайджанцев, Ходорковского и Березовского, от Каспарова и Лимонова, от Политковской и Литвиненко, от студентов Гиги и Юли, от НПО и ПРО, от всего!
Российские политики впадают в истерику от «засуживания» на олимпиадах и в докладах Госдепартамента США. Они призывают «порвать» Америку и Данию, «наказать» польское мясо, украинское сало и грузинское вино с боржомом.
Насквозь коррумпированная российская политическая братия просто привыкла вести себя как коллективный хам, натаскивая и натравливая на бесчисленного и беконечного врага своих отмороженных «скинов» и «нашистов», ничем от нацистов не отличимых. По сути, власти России своими руками подталкивают страну к фашизации, к пути той самой Германии, победу в войне с которой они почему-то приписывают себе.
Когда-то правозащитная общественность мира совершила ошибку, считая Суд, некий Нюрнбергский процесс над злодеяниями советизма контрпродуктивным. Увы, деградация демократических начинаний в России и других странах бывшего СССР, парадоксальная «советизация» России и одновременно ее фашизация – стали продуктами той исторической «политкорректности». Мы не помогли новой России отличить в своем прошлом «семена от плевел», мы «агнцев» не отделили от «козлищ», и получили в итоге не метаморфозу куколки в бабочку, а куколку с крыльями.
Эстонский прецедент очень опасен. Чем больше мир будет отторгать Россию с ее нынешними нефтегазовыми уродствами, тем больше она будет маргинализироваться, ощетиниваться. С другой стороны, нельзя мириться с явлением, которое смердит, особенно если ты сосед.
Я думаю, сегодня не вопрос: кого поддержать – Эстонию или Россию? Надо поддержать здравый смысл. Надо поддержать память не только погибших на войне, но и погибших в лагерях.
Советские памятники, «советская память» не должны маячить там, где им не место: в новом мире новых демократий.

= = =

Тенгиз Гудава
30 апреля 2007 года
www.gudsite.com