Ценовая власть супермаркетов

Мартиньш Розе с коллегами из Эстонии и Литвы на Riga Food.
Мартиньш Розе с коллегами из Эстонии и Литвы на Riga Food.
В рамках выставки Riga Food прошла дискуссия об ответственности государства за ценовую политику на пищевую продукцию. Организовали ее министр земледелия Мартиньш Розе и неутомимый борец за качественные продукты питания Ингуна Гулбе - директор общественной организации Marketinga padome .

Ингуна Гулбе заметила, что люди не понимают, как образуется цена, которую они видят в магазине. Когда она меняется, естественно, в сторону увеличения, то все думают, что цену снова повысил производитель. Но цепочка образования цены длинная – начиная от крестьянина и заканчивая продавцом. Покупателей следует информировать о том, кому и сколько достается из заплаченной им суммы. По ее мнению, цены на продукты питания повышают главным образом торговцы и супермаркеты, а не производители.

«Например, в 2005 году производители молочных продуктов повысили цены на 3-4%, а в супермаркетах они поднялись на 10-15%», – отметила г-жа Гулбе. Министр земледелия  Мартиньш Розе тоже за то, чтобы люди знали, какую часть с каждого лата, отданного ими за продукт питания, получают производители, а какая остается в руках торговцев.

«Но поскольку государство не может повлиять на ценовую политику супермаркетов, то единственное, что мы можем сделать, это информировать общество о том, как складываются цены, – сказал министр. – Но в будущем необходимо принять закон о торговле, который четко регулировал бы торговлю в супермаркетах, поскольку действующий закон о конкуренции с этим не справляется».

Совет по конкуренции, изучив образование цен на молочные продукты, тоже увидел, что, устанавливая конечную цену, супермаркеты получают колоссальные прибыли. Проследив всю цепочку ценообразования, эксперты совета выяснили следующее: закупочная цена, по которой крестьяне продают молоко перерабатывающим предприятиям, составляет примерно 20% от конечной цены. Цена, по которой перерабатывающие предприятия продают продукцию супермаркетам, составляет 20%-30%, а наценка супермаркетов – 38-56% от цены продажи в магазине. То есть магазины получают львиную долю прибыли, хотя у переработчиков добавленная стоимость и расходы в процессе производства намного больше. Совет по конкуренции тоже за принятие закона, ограничивающего такое «злонамеренное своевластие торговцев».


Написать комментарий