Палка о двух концах

Уничтожение развернутой и самодостаточной системы образования на русском языке, началось, как известно, с вузов. В вузах, финансируемых государством, уже давно все «тикай валстс валода».

Когда разрушительный вал «реформы» докатился до школ, ее идеологи говорили, что заботятся о повышении конкурентоспособности русских выпускников, которым легко будет продолжать обучение в вузах на латышском языке. После введения «водочной» пропорции 60 на 40% в средней школе и засилья ассимиляционных моделей в школе основной впору применить ту же аргументацию для закрытия русских детских садиков, а потом – и вообще для ограничения деторождения в русской среде.

Но, как ни странно, движение в сторону здравого смысла также началось с вузов. Прошлогодний скандал в Техническом университете, где открыли программу с русским языком обучения якобы для иностранцев, привел к изменению закона «О высшей школе». В частности, еще со 2 марта числится частично принятой моя поправка, разрешающая преподавание «на иностранном языке». Принята она, правда, в редакции Ины Друвиете. А именно: допускается преподавание и на официальных языках Европейского союза, а при условии «необходимости достижения целей программ» также и на других «иностранных» (например русском. – В. Б. ) языках.

Тема получила развитие в подготовленном для рассмотрения пока в Кабинете министров абсолютно новом законе «О высшем образовании». Вот как звучит часть вторая статьи 6 законопроекта: «Программы высшего образования осуществляются на государственном языке. Осуществление программы… на других языках возможно только тогда, когда в том же образовательном учреждении та же самая программа доступна на государственном языке…» Прямо римейк времен Народного фронта, когда таутиеши сетовали, что не могут выучиться на латышском языке на пилота истребителя в военно-воздушном училище имени Алксниса. Для государственных вузов такая статья закона представляет существенный прогресс. А вот для частных, на которые она также будет распространяться, может оказаться камнем на шее.

Чтобы не ломать копья после того, как закон будет принят 9-м Сеймом, было бы интересно публично обсудить готовящийся законопроект еще на стадии его внутриутробного развития. Тем более что ЗаПЧЕЛ в соответствии с программой действий «требует гласности и открытости при принятии законов и управленческих решений, предварительного публичного их обсуждения и обязательного учета мнения заинтересованных лиц и организаций». Правда, у себя в партии мы все уже обсудили и будем бороться за равноправное использование русского языка наряду с латышским в системе образования всех видов и уровней и во всех регионах.

Владимир БУЗАЕВ,депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ.


Написать комментарий