Тот самый Инфантьев

Для каждого, кто знает его или о нем, это имя звучит громче всяких титулов. Инфантьев - патриарх латвийской науки, профессор, воспитавший много поколений студентов, человек энциклопедического ума и блистательной памяти, остроумный собеседник и неутомимый собиратель знаний.

Сегодня исполняется 85 лет Борису Федоровичу Инфантьеву

А еще он один из авторов «письма тринадцати», написанного президенту Латвии в 1996 году представителями интеллигенции, где впервые латыши и русские вместе пытались привлечь внимание властей к недемократичному решению национального вопроса в стране. Инфантьев – знаток истории русских в Латвии, исследователь русско-латышских культурных связей. Он автор школьных учебников и вузовских пособий, доктор педагогики, кандидат филологических наук, кавалер ордена Трех звезд… Сегодня в Балтийской международной академии (бывшем БРИ) коллеги и ученики будут чествовать любимого профессора.

Подумаешь, юбилей какой выискали – 85 лет! – с порога шутливо заявляет «Часу» Борис Федорович. – Вот когда я доживу до 90, тогда действительно буду ликовать. А до 85 каждый дурак может дожить…

«Час» не берется оспаривать это утверждение юбиляра. Но, без сомнения, далеко не каждый может в его возрасте читать лекции, участвовать в общественной жизни, писать статьи по лингвистике, литературоведению, культурологии, краеведению…

На его письменном столе сегодня, как и всегда, – стопки книг, брошюр, рукописей. Празднование юбилея отрывает Бориса Федоровича от работы. Во-первых, он готовит к печати книги «Латышско-русские культурные связи». Первый том будет посвящен вопросам семантики, фольклора и мифологии. Книга выйдет в издательства Общества гуманитарных исследований и просвещения «Веди» под редакцией Иллариона Иванова.

Во-вторых, начался сентябрь, а значит, новый учебный год. Еще один в его более чем полувековой педагогической карьере. Последние десять лет бывший блестящий выпускник отделения славяно-русской филологии преподает студентам-юристам… латынь! Помнит ее со времен гимназии (где язык древних римлян изучали семь лет по шесть уроков в неделю) и университета, который он окончил 60 лет назад.

Да, преподаю латынь, к удивлению моих старых знакомых и бывших студентов, которые знали меня совсем в другой ипостаси. Некоторые родители заставляют своих отпрысков привести себя в институт, чтобы посмотреть, тот ли это самый Инфантьев, который в свое время читал им лекции по фольклору, истории литературы и методике преподавания русского языка. А теперь ко мне в БМА даже студенты из Полицейской академии прибегают, чтобы сдать экзамен по-латыни. Причем за свидание со мной платят тридцать латов. Я у них принимаю экзамены весьма благосклонно. Так что у меня теперь много друзей в полиции! – шутит профессор.

А еще на его столе лежат листочки, исписанные столбцами латинских и латышских слов. Сейчас Инфантьев пишет брошюру о методике преподавания латыни с учетом знаний родного языка учащихся. Если студенту подсказать, что латинское слово agnus означает то же самое, что и агнец, то есть ягненок, то учить «мертвый язык» будет легче и интереснее.

В этом году Инфантьев уже совсем было хотел прекратить преподавание и уйти на покой…

…потому что я уже могу себе позволить такую роскошь – не работать. Моя пенсия уже почти дошла до прожиточного минимума – 107 латов! А что нам с женой надо? Один день едим картошку с капустой, другой день – капусту с картошкой. А мясо и сладости нам вредно. Но на пенсию меня не отпустили, упросили еще годик поработать. Никак не могут найти преподавателя, который может поладить со студентами!

Общаясь с Борисом Инфантьевым и восхищаясь его светлым умом и отличной памятью, «Час» невольно припомнил, что новейшие исследования ученых показали: напряженная интеллектуальная жизнь способствует долголетию!

Ну что я могу на это сказать… Факт налицо! – смеется Инфантьев.

А еще доказано, что счастливые люди дольше живут. Особенно те, кто счастлив в браке.
bq. Вполне возможно! – подтверждает мой собеседник. – Мы с женой недавно смотрели по телевизору, как в Доме Черноголовых чествовали супругов, которые прожили друг с другом 50 лет, и очень жалели, что нас не пригласили.

Со своей будущей женой Борис Инфантьев познакомился в Институте фольклора. Потом его оттуда выгнали за то, что в войну учился в фашистском учебном заведении, то бишь в Латвийском университете, во время оккупации. Слава богу, в одном издательстве ему предложили участвовать в составлении русско-латышского словаря, и это ему не дало пропасть. Дотошный молодой ученый постоянно обращался за консультациями к своей будущей жене. Она латышка, и ему было важно знать, правильно ли он переводит русские слова на латышский. Каждый день он ездил к ней за консультацией на другой конец города. Родители наконец сказали: «Ну чего ты ездишь туда-сюда! Привези ее сюда и работайте вместе!»

Так я и сделал, – вспоминает Борис Федорович. – И с тех пор мы живем и работаем вместе. Жена мне помогает, отыскивает новые материалы для моей работы в современных латышских книгах и журналах. Так что мой труд о русско-латышских культурных связях скоро так разрастется, что никакой бумаги не хватит его напечатать! А вообще у меня столько набросков и задумок, такой архив материалов собран – дай бог успеть все завершить…

В списке его трудов, составленном в 2004 году, было 456 номеров – монографии, статьи в научных сборниках и журналах, газетные публикации. «Час» пожелал юбиляру довести этот список до круглой цифры 500.

Что ж, наверное, получится! – говорит профессор.


Написать комментарий