Кандидаты на тумбах

Вот и осень пришла... Но главной ее приметой стали не листья желтые, которые над городом кружатся, а большое количество предвыборных агитационных плакатов...

Этот природно-политический феномен повторяется в государстве с завидным постоянством – через три осени на четвертую. И это, надо сказать, никак не связано с фазами Луны или расположением планет. Просто так записано в Сатверсме, что выборы в Сейм проходят один раз в четыре года.

Хоть на стенку лезь…

Надо сказать, что перед нынешними выборами пиарщики-рекламщики из кожи вон лезли, чтобы угодить своим заказчикам. Это и понятно: деньги нехилые выделены, и грех их мимо рук пропустить. Вот и стараются.

Самая впечатляющая картина – на улице Миера. Там «Новые демократы» с криком «Господа, вы нам надоели!» аж на стенку трехэтажного дома полезли. Непонятно только – или они своих избирателей имели в виду, или своих политических конкурентов.

Зеленые и крестьяне решили спозиционироваться на фоне столичной панорамы, хотя сельскому избирателю наверняка было бы теплее и радостнее на душе, если бы министр земледелия г-н Розе сфотографировался на бескрайней латгальской ниве или, скажем, на картофельном поле. Тем более что осень – пора уборки урожая.

Главного интегратора Карину Петерсоне, министра по делам семьи Айнара Баштикса (того самого, благодаря которому, как следует из телерекламы, в Латвии стало рождаться больше детей) и бывшего премьера Андриса Берзиньша, которых прочат в парламентарии, разместили за стеклом на рекламной тумбе. Хорошо хоть так, а то ведь на позапрошлых выборах портреты «локомотивов» «Латвийского пути» развесили прямо на фонарных столбах по Вантовому мосту. Так и висели они, бедолаги, а дождь и ветер стучал им в лицо…

Аполитичность как симптом

Не знаю, как вас, а меня все эти призывы правых как-то не вдохновляют. Может быть, осенняя депрессия, а может быть, дело в другом.

Мне кажется, что нынешняя власть испытывает огромный дефицит идеологии. То есть похоже, что у нынешней власти никакой идеологии нету вообще, и потому ее риторика являет собой малосъедобную «путру» из взаимоисключающих компонентов – от ультралиберальных и рыночных до дремуче-националистических.

В далекие советские времена, когда народ шел голосовать за «кандидатов единого блока коммунистов и беспартийных», высказывание Бертольда Брехта о том, что «для искусства беспартийность означает принадлежность к господствующей партии», казалось мне верхом нелепости. Сегодня эта фраза звучит по-другому. Нормально звучит. Во всяком случае есть о чем подумать. Особенно после того, как премьер Калвитис взял и приехал в Латгалию, когда маэстро Раймонд Паулс там давал концерт для местной публики, высоким искусством в провинциях обделенной. А оказалось, что встретились совершенно случайно, как «рояль в кустах», два лидера из выборных списков Народной партии…

Нынешняя политика правящих неинтересна, тупа и безрадостна, как холодный осенний дождь. Но бывает так, что вдруг ты зачем-то понадобишься политике и она начинает говорить с тобой на твоем языке. Обычно это бывает раз в четыре года, когда тебя начинают кормить демьяновой ухой, когда назойливо тянут к столу, накрытому аккуратной скатеркой в виде предвыборного плаката. Когда тебе вручают какую-то бумажку и показывают, в какую щелку ее совать. Ну вот, говорят тебе, спасибо за внимание. Извините, что побеспокоили. Завтра, говорят, у нас новая жизнь. «А у нас?» – с тревогой пытаешься выяснить ты. Но тебя уже не слушают. Все, проходи, иди домой. Будет надо – позовем…

А ведь парламентские выборы пройдут в субботу, когда народ потянется в сады-огороды собирать последний урожай, ломанется в лес по грибы, если погода будет этому способствовать. И их тоже понять можно – зима-то не за горами. И правящие политики на температуру воздуха за окном никак повлиять не смогут, как бы ни старались. Может быть, пусть лучше они улетают в теплые страны? А избиратель выберет себе других, которые смогут услышать свой электорат?


Написать комментарий