Дорога вместо вековых дубов

Около двух сотен лиственных и хвойных деревьев (по существу - целый парк!) планируется спилить, если будет утвержден проект реконструкции улицы Юркалнес, что в Задвинье.

Оказывается, «жизненное» пространство понадобится для Северной переправы. Она, правда, существует только в проектах и даже не на бумаге. Но деревья собираются спиливать уже сейчас…

А заодно в ходе реконструкции предполагается снести два жилых дома, обитатели которых до сих пор толком не знают, что их ждут в будущем.

Корреспондент «Часа» побывал на месте будущей вырубки.

Вчера, сегодня. Завтра?

…- Ой! Чем это меня? Каштаном?

- Нет, это не каштаном, это желудем… Если бы каштаном, то было бы больнее. Вообще этот дуб ночью по крыше так бомбит, что долго не можешь уснуть и думаешь, когда же этот артналет закончится?..

Виновник артналета стоял во дворе – крепкий, в два-три обхвата.

- Приезжали какие-то люди, замеряли… Кажется, три с половиной метра в окружности…

Дуб этот есть на одной из фотографий начала прошлого столетия. Год, эдак, 1915-й, кажется… Старый домик с верандой, стекла в витражах, и это дерево, ставшее свидетелем жизни нескольких поколений в доме на Юркалнес. Если все произойдет так, как задумали рижские градостроители, то это вековое дерево скоро останется только на фотографии, поскольку в ходе реконструкции улицы Юркалнес на участке от улицы Апузес до улицы Ирлавас предполагается снести два жилых дома и ликвидировать 80 декоративных деревьев, в том числе и две охраняемые острые ели с диаметром стволов 1,47 и 1,30 метра.

В целом же проект реконструкции предполагает вырубку свыше 200 деревьев, в том числе 13 дубов, с диаметром ствола от 19 до 106 сантиметров, девяти лип (24-61 сантиметр), четырех елей (7-17 сантиметров), а также сосен, туй… Решение пилить или не пилить работники комитета среды Рижской думы должны принять в течение двух ближайших недель.

А что взамен?

…Тамара Валиниеце – пенсионерка. Здесь она поселилась почти сорок лет тому назад. Сюда, на Юркалнес, 28, они с мужем привезли из роддома сына, а прошло два десятка лет и уже сын со своей женой привезли сюда же внука… Шли годы. Мужа похоронила. Теперь они живут вчетвером на 32 квадратах недавно приватизированной квартиры.

- Я в советское время работала ведущим специалистом «Рыбпрома», в очереди на получение квартиры была уже второй. Но в 88-89 годах нашу очередь ликвидировали. Так и осталась жить в этом доме – без удобств и шансов на что-то лучшее.

…В руках у Тамары – план-схема будущего строительства дороги, которая пройдет прямо через ее квартиру.

- Вот, прислали для ознакомления. Для того чтобы расширить дорогу, предполагается снести все, что в 25 метрах от края нынешней Юркалнес. А это и дом, и деревья – вот этот наш дуб, этот каштан, эти елочки – тоже.

- А что пообещали взамен?

- Да ничего толком. По нашим законам должны предоставить аналогичное жилье. Значит, те же 32 метра на всех и без удобств. Я старалась доказать, что и дом и деревья можно оставить, даже замеряла расстояние от края дороги до нашего забора. Не знаю, как там дальше будет, но желания переезжать из-за трассы, которая непонятно кому нужна, нет. Сказали: вот будет Северная переправа и широкая дорога в этом месте станет необходимостью… Так это когда еще? И будет ли?

Кому нужна здесь дорога?

- Все очень просто, – предположило мое второе «я». – Северная переправа, о которой сегодня много говорят, какой бы она ни была, будет дорогой частной, платной. У Риги сейчас нет на нее средств и вряд ли они найдутся в ближайшие годы. Но уже наверняка есть люди, которые собираются вложить в строительство переправы деньги. И эти люди заинтересованы, чтобы в районе выезда из тоннеля уже строились развязки и, естественно, за счет города.

Иначе трудно понять, зачем в этом районе еще один выезд на Юрмальскую трассу, который, в принципе, не решает ни одну из проблем, так как автомобили из Юрмалы, свернув на «обновленную и широкую» Юркалнес, обязательно упрутся в тот же Калнциемский, а затем и Вантовый мосты.

И еще.

Если предположить, что на Юркалнес после реконструкции действительно увеличится поток машин, то место для строительства очередных торговых центров, какие мы привыкли видеть на Юрмальской трассе, просто-таки золотое! Рядом – Золитуде, в двух шагах.

Не получается ли, что сегодня город может оказаться без 200 (а вероятно, что и больше) деревьев только потому, что кому-то просто понравился этот пока еще слабо освоенный городской угол, который в перспективе может стать настоящим золотым дном?

Асфальт в обмен на кислород?

Да, не мне решать, где и какие дороги нужны. Но мне жить в этом городе и дышать этим воздухом. И я не хочу, чтобы в угоду автомобилям пилили деревья. Но если без этого никак, то прежде чем пилить, посадите вместо одного дерева два, вырастите их, тогда к вашей очередной идее заасфальтировать бывший зеленый участок я, возможно, отнесусь если и без энтузиазма, то хотя бы с пониманием.

Во дворе дома по Юркалнес, 28, я насчитал четыре взрослых дерева. Еще четыре – у подхода к дому, прямо рядом с дорогой. Остальные 192 зеленых смертника стоят вдоль улицы Юркалнес и за них пока заступиться некому…

- Не понимаю, как это вообще можно такие деревья рубить, – выдохнула на прощание Тамара Валиниеце. – Им же столько лет!


Написать комментарий