Президент в разрезе

До выборов нового президента Латвии осталось полгода. Но депутаты, которым предстоит сделать этот нелегкий выбор, до сих пор с трудом представляют себе будущего лидера страны. Единственное, в чем большинство опрошенных Телеграфом слуг народа уверены, что преемник Вике-Фрейберги должен, в отличие от нее, всю жизнь прожить в Латвии — чтобы лучше понимать свой народ.

Все депутаты сошлись во мнении, что пол будущего президента не имеет значения — главное, чтобы человек был хороший. Но у некоторых все-таки имеются гендерные предпочтения. Например, у Якова Плинера (ЗаПЧЕЛ), который считает, что руководить страной должен мужчина, так как он меньше привязан к семье. Что касается возраста, то желательно 50—55 лет.

В целом требования к будущему лидеру государства у депутатов достаточно абстрактные. Да, он должен знать несколько языков. Причем русский — совсем необязательно. Должен иметь хорошее образование, научную степень, но в какой именно сфере — не важно. Многие уверены, что президент должен быть выходцем из академической среды. “Научная степень для этого человека обязательна, чтобы не померкнуть на блестящем фоне Вике-Фрейберги”, — считает “тевземка” Анна Сейле. Многие полагают, что образование будущего президента должно быть гуманитарным, дающим широкий кругозор. А вот для тяжеловеса Виктора Щербатых этот вопрос оказался затруднительным: “Я не знаю… Я с образованием не дружу. Но поскольку общаться с другими президентами — трудная работа, то оно должно быть. Главное, чтобы человек был порядочный и умный”. Его сопартиец Индулис Эмсис тоже говорит, что сфера образования не имеет значения, но человек обязательно должен происходить из интеллигенции. “Образованный, интеллигентный, латвийского происхождения. Человек высокого ранга — возможно, дипломат или ученый”, — так характеризует будущего лидера депутат Янис Страздиньш.

Другие характеристики также расплывчаты. “У кандидата в президенты должно быть стабильное семейное положение, хорошая репутация. Он должен обладать такой чертой характера, как неуязвимость к внешней критике”, — полагает “народник” Дзинтарс Абикис. А вот “тевземец” Марис Гринблатс уверен, что за истинный патриотизм будущему президенту многое можно простить.

Есть у депутатов и другие пожелания к президенту. "На первый план выйдет роль фильтра, когда глава Рижского замка будет отсеивать “бракованные” инициативы депутатов. Нынешние тенденции неблагоприятны для национал-радикалов, и они в ближайшие годы, конечно, будут пытаться протолкнуть какие-то свои законопроекты. Поэтому роль президента очень важна", — делится своей точкой зрения  Борис Цилевич (Центр согласия). “Президент должен пользоваться всеми предоставленными ему полномочиями — законодательной инициативой, правом созыва Кабинета и так далее”, — считает в свою очередь  Яков Плинер. А вот Александр Кирштейнс (правда, не попавший в 9-й Сейм) убежден, что президент должен знать свое место: “Он не должен вмешиваться в работу парламента, его задача — только представлять Латвию на международной арене”.

Все без исключения депутаты заявили, что сфера деятельности главы государства не столь важна, но президент не должен быть связан с политическими партиями. И еще одно общее мнение. Многие делают акцент на том, что президенту желательно большую часть жизни провести в Латвии. “Хотелось бы, чтобы президент прожил жизнь среднестатистического латыша”, — считает Анна Сейле. Левые оппозиционеры надеются, что следующий хозяин или хозяйка Рижского замка станет “президентом всех народов Латвии”. “Вайра Вике-Фрейберга, к сожалению, им стать не смогла. Она так и не поняла забот части своего народа и осталась в плену эмигрантских стереотипов”, — убежден Борис Цилевич.

Одним словом, сколько голов — столько и мнений. В этой ситуации депутатов легко склонить в любую сторону, выгодную тем, кто будет манипулировать ими из-за политических кулис.


Написать комментарий