Границу с Россией сдвинут

Многострадальный договор о границе с Россией может быть подписан уже в первой половине 2007 года. Такое сенсационное заявление сделал на пресс-конференции в Москве посол Латвии в РФ Андрис Тейкманис. Он признал, что у нашего МИДа есть свои предложения, которые должны помочь сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс.

У правительства есть план

Договор о государственной границе между Латвией и Россией планировалось подписать еще 9 мая 2005 года во время визита президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги в Москву на празднование 60-летия Победы. Однако российская сторона сочла неприемлемой приложенную Латвией к договору одностороннюю декларацию, оставляющую возможность для претензий на земли Пыталовского района (Абренской волости). После этого переговорный процесс застопорился. И вот теперь Кабинет Калвитиса подает Москве новые сигналы.

Как рассказал Телеграфу пресс-секретарь латвийского МИДа Атис Лотс, Андрис Тейкманис напомнил московским журналистам, что Латвия неоднократно подтверждала свой интерес в скорейшем решении этого вопроса. К тому же имеется и соответствующий план. Правда, его содержание пока конфиденциально. Подписание этого договора может стать прорывом в латвийско-российских отношениях и послужить толчком к принятию других соглашений, к примеру, о взаимозачетах пенсий.

Хорошая мина при плохой игре

Впрочем, далеко не все преисполнены такого оптимизма. Так, по мнению депутата Сейма от Центра согласия Андрея Клементьева, какие-либо конкретные сигналы от латвийского правительства, которые российская сторона может истолковать как готовность к скорейшему подписанию договора, пока отсутствуют. В состав Кабинета министров введены представители ТБ/ДННЛ, которые уже не раз высказывались о том, что ни при каких обстоятельствах не откажутся от претензий на Абрене и готовы апеллировать к Сатверсме. Конституция же предусматривает нерушимость довоенных границ Латвии. В то же время о приглашении в правительство левых партий, скажем, Центра согласия, никто и не помышляет. Не готово правительство отказаться от термина “оккупация” в том виде, который является раздражающим фактором для России.

Поэтому всякие разговоры о каком-то секретном плане, позволяющем кардинально улучшить отношения, по мнению Клементьева, являются хорошей миной при плохой игре. К тому же куда более важным для жителей Латвии стало бы заключение социального договора.

Кстати, пока никто из высших должностных лиц не заявлял, что Латвия может отказаться от прилагающейся к пограничному договору односторонней декларации. Не утихают и разговоры о вынесении вопроса о принадлежности Абрене на государственный референдум. А еще остается образованная решением предыдущего Сейма Комиссия по подсчету ущерба от оккупации. Так что пока в отношениях между нашими странами заложено еще много мин замедленного действия.


Написать комментарий