«Черное золото» Риги, или Что увезут представители альянса?

У вас есть друзья за границей? Вопрос, конечно, риторический. И что вы берете с собой, когда отправляетесь к ним в гости? Конечно, вас просто не поймут, если вы приедете к ним без бутылочки с этим уникальным черным густым напитком, которому исполнилось более 250 лет. Вот почему в деревянном ящике каждого участника натовского саммита в Риге и лежит эта симпатичная керамическая бутылочка.

Роналдс Жариновс, директор производства AS Latvijas Balzams, прищуривается и смотрит с явным предвкушением эффекта от задуманного розыгрыша.

- Ну, что напоминает?

- Лекарство! – торжественно выпаливаю я после небольшого глотка и чувствую, что не доставлю Роналдсу радости ожидаемого разоблачения.

Однако лицо директора буквально вспыхивает от восторга, и тут уж я понимаю, что все-таки попался на крючок!

- Вот именно! – подхватывает Роналдс, забирая из моих рук рюмашку. – Вы сейчас выпили то, что в Средние века являлось самым настоящим лекарственным настоем: 16 природных компонентов, в число которых входят некоторые травы, почки деревьев, кое-какие семена, произрастающие как на нашей территории, так и далеко за ее пределами, – все это и является первоосновой рецептуры черного рижского бальзама.

Мы находимся в святая святых одного из флагманов латвийского производства – акционерного общества Latvijas Balzams.

Здесь в погребах установлены огромные – в четыре обхвата и почти двух метров в высоту – дубовые бочки. В них в течение 32 дней «вызревает», настаивается, набирает силу бальзамный экстракт. Любопытно, что эти исторические емкости с двойным дном были изготовлены латвийскими умельцами еще в довоенное время, а установлены на заводе аж в 1957 году.

- Вот бы узнать поподробней, что входит в состав этих «шестнадцати» трав… – говорю я, не надеясь на искренность собеседника, и при этом ощущаю явную неловкость, которую должен, как мне кажется, испытывать каждый, кто стремится из чистого любопытства (не корысти ради!) выведать жуткую коммерческую или государственную тайну.

- Пожалуйста, – в очередной раз изумляет меня Роналдс. – В состав настоя рижского черного бальзама входят…

Вы, наверное, тоже удивитесь, когда узнаете, что чуть ли не самое экзотичное содержимое бальзама привозится сюда из… Франции. Хотя, скажем, лет двести тому назад оно же доставлялось в Латвию из еще более дальних стран.

О чем мы говорим? О масле. Особом перуанском бальзамном масле.

- Изобретателем чудо-бальзама считается рижский аптекарь Абрахам Кунце, который в середине XVIII столетия сделал его на основе старинного рецепта водочного настоя целебных трав. А уже этот рецепт, в свою очередь, и включал в себя перуанское масло, которое, скорее всего, стало известно древним латышам-колонизаторам, проживавшим в XVII веке на островах Тринидад и Тобаго. Вы же помните, была такая курляндская колония. А по морю это всего лишь несколько десятков километров до южноамериканского побережья.

Историческая справка «Часа»

Согласно легенде, Абрахам Кунце использовал бальзам специально для Екатерины Второй, мучимой желудочными коликами.

Оценив по достоинству целебные свойства напитка, Екатерина тут же пожаловала рижскому аптекарю «100 рублей золота обыкновенного, отрез царского бархату и привилегию на изготовление чудодейственного напитка, коему отныне следует именоваться «Бальзам Кунца».

И начиная с 1789 года в Россию ежегодно стали отправляться до 300 тысяч керамических бутылочек сего животворительного зелья.

…Итак, фармацевт Абрахам Кунце не только соединил в один букет цветы липы и березовые почки, кору дуба, зверобой, валерьяновый корень и малину, имбирь и мускатный орех, черный перец, кориандр и горькую полынь. Он научился делать напиток, обладающий неповторимым вкусом и отлично сочетающийся со многими другими напитками.

- Для того чтобы такая коричневая 16-компонентная настойка превратилась в продукт под названием «Рижский бальзам», необходимо добавить еще восемь составных частей, среди которых, например, морс из черники, мед, коньяк и… жженый сахар! Он-то и придает особый цвет и вкус нашему напитку. Таким образом, конечный продукт, который мы разливаем в специальные керамические бутылки, состоит уже из 24 компонентов!

Шальные мысли вдруг зародились в голове у корреспондента, блокнот которого неожиданно пополнился записью секретного состава рижского «черного золота».

- Роналдс, а вы не боитесь, что теперь, когда я знаю все 24 составляющие «Рижского бальзама», я могу начать свой бизнес и составить вашему предприятию серьезную конкуренцию?

- Тогда, может быть, вы знаете и необходимые пропорции, в которых все это надо смешать?

На этом самом месте мне пришлось признать себя совершенно никудышным промышленным шпионом, после чего проследовать из бальзамного погреба в другое помещение предприятия, которое изумило меня не меньше, чем все досель увиденное.

- Вот отсюда и выходят на свет те сотни и сотни тысяч бальзамных бутылочек, хорошо известных не только в бывших советских республиках, но и в таких далеких от нас странах, как Япония? – задаю я свой очередной вопрос с некоторой долей пафоса, так как цех, из которого действительно все это и выходит, и разбегается по десяткам стран мира, неожиданно оказался размером с… половину баскетбольного поля. А если говорить только о самой производственной линии, то она – метров восемь-десять в длину.

- Да, отсюда и выходят, – подтверждает Роналдс. – Однако эти восемь-десять метров движущегося конвейера насыщены таким количеством высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования!

Итак, первое, что необходимо сделать, это установить пока еще пустую тару в специальные зажимы для последующего ополаскивания.

Р-раз! – и бутылочки разом переворачиваются горлышками вниз, снизу подается мощная струя спиртового раствора (идет стерилизация), и вот уже теперь чистейшую тару можно переместить на основную линию конвейера.

- Замечу, – поясняет Роналдс, – мы используем бутылку только один раз! Все эти приемные пункты стеклотары берут ее на бой. Мы же получаем только «свежие» бутылочки.

А теперь – миллиметр в миллиметр – происходит наполнение сразу десяти сосудов. Все трубки, через которые течет бальзам, прозрачны, все хорошо просматривается. А уже через мгновение бутылки накрываются пробками.

- Контроль за качеством ведется постоянный, – поясняет Роналдс. – В самом начале берется десяток из первой партии и тут же отправляется в производственную лабораторию, где спецы проверяют содержимое на крепость, а также проводят ряд других анализов. Через полчасика – новая контрольная партия. Через еще полчаса – снова инспекция. Если в какой-нибудь из бутылок лаборатория найдет что-то не соответствующее заявленной рецептуре (или, скажем, градус не соответствует), то вся партия будет изъята и в продажу не пойдет.

А на соседней линии тоже что-то движется. Маленькое такое. Присматриваюсь: сувенирные бутылочки, как говорится, на один глоток. Правда, сейчас там разливают обычную водку, но через день-другой по той же линии поплывет и «черное золото».

Здесь проводится еще одна проверка – на прозрачность. Девушка-контролер берет 50-граммовую малютку, хорошенько взбалтывает, подносит к матовой лампе и начинает пристально всматриваться. Нормально. Нормально. Нормально. Вдруг – бац! – пятидесятиграммовка летит в контейнер для брака.

- Что случилось? – спрашиваю я, стараясь понять причину такого негуманного отношения к «Столичной».

- А вы посмотрите внимательно! Видите, вон там между пузырьками – маленькая черненькая точечка? Не видите? Такая, словно пылинка…

Справка

Оборот самого большого производителя алкогольных напитков в странах Балтии AS Latvijas Balzams за первые шесть месяцев 2006 достиг 38,3 миллиона латов, что на 18 процентов больше, чем за первое полугодие 2005 года. Прибыль предприятия в первом полугодии 2006 года составила 739 тысяч латов, увеличившись за тот же период на 12 процентов. AS Latvijas Balzams неизменно является одним из самых больших налогоплательщиков страны. Так, в течение первых шести месяцев 2006 года AS Latvijas Balzams уплатил в казну государства 18,9 миллиона латов, что на 5 миллионов латов больше, чем в первом полугодии 2005 года. В конце июня 2006 года количество работников AS Latvijas Balzams возросло до 770 человек, таким образом, за год было дополнительно создано 60 рабочих мест. Общий объем произведенной AS Latvijas Balzams продукции за год также возрос на 23 процента, и связано это с увеличением доли экспорта продукции. Так, только за первое полугодие этого года общий объем экспорта достиг 14,9 миллиона латов, а реализация в соседние страны, например, в Литву и Эстонию, выросла соответственно на 40 и 62 процента…


Написать комментарий