Невидимая смерть

Применение боевых отравляющих веществ (БОВ) стало одной из самых черных страниц в истории человечества. Несмотря на полный запрет, это оружие до сих пор существует и время от времени применяется.

Отравители не были в почете

Первым применявшимся химическим оружием был описанный Плутархом греческий огонь, состоящий из соединений серы, выбрасываемых из труб во время морских сражений. Существовал также целый диапазон препаратов, включая мышьякосодержащие соединения и слюну бешеных собак, что было описано Леонардо да Винчи.

В индийских источниках IV в. до н. э. можно найти описания алкалоидов и токсинов, включая абрин (соединение, близкое к рицину, компоненту яда, с помощью которого был отравлен болгарский диссидент Георгий Марков в 1979 г.). Аконитин — алкалоид, содержащийся в растениях рода аконит, имел древнюю историю, он использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным веществом, а сверх него в виде губной помады наносили аконитин. Один поцелуй или укус, как утверждают источники, приводил к ужасной смерти.

Негативное отношение к отравителям сдерживало использование химикатов в военных целях до середины XIX века. До тех пор, пока адмирал сэр Томас Кохран в 1855 году не применил диоксид серы как боевое отравляющее вещество, что было с негодованием встречено высшими британскими военачальниками.

Первая химическая война

Однако уже в ходе Первой мировой войны химические вещества стали применяться в огромных количествах. Одного иприта было использовано 12 тыс. тонн. С его помощью было отравлено около 400 тыс. человек. Всего за годы Первой мировой было произведено 180 тыс. тонн различных отравляющих веществ. Общие людские потери от химического оружия оцениваются в 1,3 млн. человек, из них до 100 тысяч — со смертельным исходом.

Применение отравляющих веществ было запрещено Гаагской декларацией 1899 и 1907 годов, которую подписали Великобритания, Франция, Германия, Италия, Россия и Япония. Стороны договорились о неприменении удушающих и нервно-паралитических газов в военных целях.

Однако Германия 27 октября 1914 года применила боеприпасы, снаряженные шрапнелью, смешанной с раздражающим порошком. А 22 апреля 1915 года провела массированную хлорную атаку, в результате чего 15 тыс. солдат получили поражения, 5 тысяч из них погибли.

Газета Times 30 апреля 1915 года опубликовала статью: “Полная история событий: новое немецкое оружие”. Вот как описывали происходящее очевидцы: “Лица и руки людей были глянцевого серо-черного цвета, рты открыты, глаза покрыты свинцовой глазурью, все вокруг металось, кружилось, борясь за жизнь. Зрелище было пугающим, все эти ужасные почерневшие лица, стенавшие и молящие о помощи… Воздействие газа заключается в заполнении легких водянистой слизистой жидкостью, которая постепенно заполняет все легкие, происходит удушение, вследствие чего люди умирают в течение 1 или 2 дней”. Немецкая пропаганда так отвечала своим оппонентам: “Эти снаряды не более опасны, чем ядовитые вещества, применявшиеся во время английских волнений (имелись в виду луддиты, использовавшие взрывчатые вещества на основе пикриновой кислоты)”.

Эта первая газовая атака была полной неожиданностью для войск союзников. Но уже 25 сентября 1915 года британские войска провели свою пробную хлорную атаку. В дальнейших газовых атаках применялись как хлор, так и смеси хлора с фосгеном.

Впервые смесь фосгена с хлором была применена как БОВ Германией 31 мая 1915 года против русских войск. На фронте протяженностью 12 км (под Болимовом, Польша) из 12 тыс. баллонов было выпущено 264 тонн этой смеси. Несмотря на отсутствие средств защиты и неожиданность, немецкая атака была отбита. В двух русских дивизиях из строя было выведено почти 9 тыс. человек.

С 1917 года воюющими странами стали применяться газометы. Мины содержали от 9 до 28 кг отравляющего вещества, стрельба из газометов производилась в основном фосгеном, жидким дифосгеном и хлорпикрином. Немецкие газометы были причиной “чуда у Капоретто”, когда после обстрела из 912 газометов минами с фосгеном итальянского батальона в долине реки Изонцо было уничтожено все живое. Газометы были способны внезапно создавать в районе цели высокую концентрацию ОВ, поэтому множество итальянцев погибли даже в противогазах. Газометы дали толчок к применению артиллерийских средств с отравляющими веществами, что повысило эффективность газовых атак.

Новый этап применения химического оружия начался с использования стойкого отравляющего вещества кожно-нарывного действия. Впервые его применили немецкие войска под бельгийским городом Ипр. Тогда поражения различной степени тяжести получили 2490 человек. Французами новое ОВ было названо ипритом (по месту первого применения), а англичанами — горчичным газом из-за сильного специфического запаха.

Что было у Гитлера на уме?

После Первой мировой войны и вплоть до Второй мировой общественное мнение в Европе было настроено против применения химического оружия. Например, очень активным в Европе было движение пацифистов. Особое место занимала группа “Поэты войны”, описывавшая смерти, произошедшие в результате применения отравляющих веществ.

Усилиями Лиги Наций в это же время был проведен ряд конференций и митингов, пропагандирующих запрещение применения отравляющих веществ в военных целях.

В 1921 году была созвана Вашингтонская конференция по ограничению вооружений, и ее участники одобрили запрещение ОВ. Окончательно применение химического оружия было запрещено Женевским протоколом 1925 года. Несмотря на это, боясь оказаться в невыгодной ситуации, во многих странах продолжались работы над химическим оружием.

Причины того, почему Германия в годы Второй мировой не применила БОВ, остаются до сих пор неясными. По одной из версий, Гитлер не дал команду на применение ОВ во время войны, потому что считал — у СССР химоружия больше. Черчилль, в свою очередь, признавал необходимым применение химического оружия лишь в случае его использования противником. Но неоспоримым фактом является превосходство Германии в производстве отравляющих веществ. В 1935—1936 годах в Германии были получены азотистый и кислородный иприты, в 1936 году был синтезирован табун, в 1939-м — более токсичный зарин, а в конце 1944-го — зоман.

Всего в предвоенные и первые военные годы в Германии было построено около 17 новых технологических установок по производству ОВ, годовая мощность которых превышала 100 тыс. тонн. В городе Дюхернфурте-на-Одере (ныне Силезия, Польша) существовало одно из крупнейших производств ОВ. К 1945 году Германия имела в запасе 12 тыс. тонн табуна, производств которого не было больше нигде. Отдельные работы по получению этих веществ, проводились в США и Великобритании, но прорыв в их производстве мог произойти не ранее 1945 года.

История не закончена

С 1945 по 1980 год западные страны использовали только два вида химоружия: лакриматоры (CS, слезоточивый газ) и гербициды (так называемый “оранжевый агент”), применявшиеся армией США во Вьетнаме. Одного только CS было использовано 6800 тонн.

В США химическое оружие производилось до 1969 года. В 1974-м президент Никсон и генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев подписали соглашение, направленное на запрещение химического оружия. Оно было подтверждено президентом Фордом в 1976 году на двусторонних переговорах в Женеве.

Впрочем, химоружие широко применялось и в сравнительно недавней истории. Так, с 1963 по 1967 год оно использовалось египетскими войсками в Йемене. В течение 1980-х Ираком широко применялся иприт, а позднее — нервно-паралитический газ (предположительно, табун) во время ирано-иракского конфликта. Например, в инциденте возле Халабджи около 5 тыс. иранцев и курдов пострадали в результате газовой атаки.

В Афганистане советские войска, как утверждали западные журналисты, тоже применяли химическое оружие.

В 1985 году химическое оружие применялось в Анголе кубинскими или вьетнамскими военными, в результате чего были зарегистрированы трудно объяснимые воздействия на окружающую среду.


Написать комментарий