Константин Косачев: «У нас появился шанс»

Премьер и другие высокопоставленные политики надеются «закрыть» пограничный вопрос в течение года, но утверждают, что «мяч находится на стороне России». Готова ли Москва к подписанию договора? На вопросы «Часа» отвечает руководитель комитета по международным делам Государственной думы России Константин Косачев.

- Константин Иосифович, на ваш взгляд, насколько наши страны близки к подписанию договора о границе?

- Безусловно, значительно ближе, чем раньше. Я могу только высказать сожаление, что необдуманная и поспешная декларация, которая была пристегнута правительством Латвии в прошлый раз, притормозила процесс на два года. Последнее, что нужно сделать для того, чтобы решить вопрос с договором, – это четко юридически оформить то, что признается и латвийскими, и российскими политиками, что мы будем соблюдать этот ратифицированный договор, а в наших отношениях исходить из принципа нерушимости установленных этим документом границ, независимо от того, как выглядит наша общая история и кто какой смысл вкладывает в связанные с этим документы.

- Можно говорить о конкретных сроках подписания договора?

- Вы задаете вопрос депутату Государственной думы, а сроки подписания определяют правительства. Я считаю, если мы последнюю составляющую, а именно: четкое обозначение в приемлемой для сторон форме принципа нерушимости согласуемых границ – осуществим быстро, то и подписывать документ нужно безотлагательно, насколько это возможно.

- Можно ли говорить о потеплении российско-латвийских отношений?

- Хотелось бы в это верить. Подписание и ратификация пограничного договора могли бы стать первым импульсом для развития и других направлений нашего сотрудничества. Мне приятно сознавать, что в правительстве Латвии сейчас работают более прагматично, а в силу этого и более конструктивно настроенные политики.

- Как вы оцениваете парламентское сотрудничество между нашими странами?

- Протекает оно ни шатко ни валко. Что касается Комитета по международным делам, то контакты между нами до сих пор отсутствовали. Мы с г-ном Берзиньшем, который стал моим визави – председателем сеймовского Комитета по международным делам, – успели обменяться письмами, в которых подтвердили взаимную готовность к налаживанию более активного диалога.

Мы с ним знакомы лично и готовы работать вместе, но хотели бы сначала пройти крайне сложный этап не только недоразумений, но и политических наслоений вокруг дискуссии, сопровождающей подписание договора о границе. Если это произойдет, мы сможем более конструктивно решать и другие вопросы.

Нас по-прежнему волнует проблема прав русскоязычного населения в Латвии. Мы очень бы не хотели воспроизводства в Латвии тех позорных законов, которые сейчас принимаются в Эстонии по поводу сноса памятника советским воинам и их захоронений. Это было бы одним фактором, осложняющим и российско-латвийские отношения. Надеюсь, что у латвийских коллег хватит здравого смысла и совести не идти по этому порочному пути.

Решения по пограничному договору, и регулирование прав русскоязычного населения, и отношение к нашей истории – все это вопросы, в которых латвийская сторона может действовать либо конструктивно, либо деструктивно. На любой конструктивный шаг мы готовы отвечать не менее конструктивно, причем оперативно, без задержки. И точно так же мы будем вынуждены реагировать на любой деструктивный шаг, если он в очередной раз будет делаться латвийской стороной. Но шанс на то, чтобы мы в наших отношениях наконец-то стали продвигаться вперед, сейчас есть. И им надо воспользоваться в интересах всех людей, которые живут в Латвии и в России вне зависимости их национальности, гражданства и отношения к истории.

- Вы не планируете посетить Ригу?

- Практических договоренностей для моего визита нет, но и непреодолимых препятствий для этого тоже не наблюдается.

Зачем Латвии Пыталово?

«Когда-то говорили: «Глас народа – глас Божий». Смешно! Кто теперь прислушивается к «гласу народа»! Кругом воруют, насилуют, убивают, а кого наказывают? Стрелочников. Хотя рыба гниет с головы.

Молодежь уезжает, оставляя здесь жен, детей, стариков родителей. Все знают, почему уезжают, только в правительстве не знают – комиссии создают!

Репше годами обвиняли в махинациях, расследовали его дела, и чем это кончилось? Теперь вот новые «дела» о взяточничестве чиновниках. Опять потянут, да и бросят…

Но зато за Пыталово мы бьемся. А вы, господа, были ли в Пыталово? Вы видели их жителей, их уклад жизни? Зачем они вам? Вначале наведите порядок в бедной Латгалии. Вложите свои капиталы, чтобы мы хоть чем-то тут могли заняться, чтобы зарплата у нас была не 100 латов.

Зачем вам новые земли, если хозяева вы плохие? Если вам мало места, приезжайте к нам, тут земли хватит.

Или опять нужен бесплатный сыр типа железнодорожного узла в российском городе? Хватит уже, Советский Союз достаточно подарков сделал латвийскому народу.

Нина».


Написать комментарий