Таллинский урок 2

Перенос памятника воинам-освободителям в Таллине и последовавшие за этим события остаются в центре внимания. Два разных мнения по этому поводу – для читателей «ЭН».
 Мирослав Митрофанов, депутат Сейма.

 Представители ЗаПЧЕЛ уже в понедельник утром были в Таллине. Что первым бросилось нам в глаза в эстонской столице? Безлюдные улицы, перевернутые рекламные щиты, покореженные автобусные остановки, разбитые окна витрин, полностью разоренные магазины и киоски… По мере приближения к холму Тынисмяги, где раньше стоял Бронзовый солдат, заметных разрушений становилось все больше. Само место бывшего нахождения памятника оказалось обнесено проволочным строительным забором и пластиковыми палатками. В глаза бросились многочисленные цветы вокруг ограды и расхаживающие рядом полицейские.

… Отовсюду поступала противоречивая информация о людях, задержанных полицией – их судьба интересует более всего. Нам удалось встретиться с заместителем генерального прокурора Эстонии и, в результате данной встречи, к людям, находившимся под стражей, стали допускать родственников, адвокатов. Беседовали и с теми, кто, будучи задержан за участие в протестных манифестациях, был к этому моменту уже выпущен. Впечатления о пережитом у всех были самыми разными. То, что в момент задержаний полицией производились массовые избиения – это факт. А вот после задержания с людьми обходились по-разному – тех, кто вел себя наиболее смирно, довольно быстро отпускали.
Очень много толков ходит о мародерах, которые воспользовались временем беспорядков и сумятицы для грабежа. От представителей организации «Ночной дозор» мы узнали, что среди мародеров часто слышалась эстонская речь. Была сцена, которую зафиксировал один из активистов, когда грабители – русские и эстонцы – пожимали руки, обмениваясь товаром. Есть основания предполагать, кстати, что акции мародерства, хотя бы отчасти, являются спланированными провокациями, устроенными с целью дискредитации защитников памятника. Полиция вытеснила протестующих с площади, и в этот момент на соседней улице, как по команде, начался погром. Почему-то не прибыла на место охрана магазинов.
Какие выводы напрашиваются на основании увиденного? В первую очередь, необходимо отметить факт того, что мы в Латвии, в свое время, когда велась кампания в защиту русских школ, сумели выиграть информационную войну – именно тем, что не дали перерасти ей в во вспышку неконтролируемого насилия, не дали нашим противникам возможности изобразить представителей русской общины в виде толпы хулиганов и погромщиков. В Эстонии, к сожалению, события развились именно в сторону насильственных действий, но 90 процентов вины за это лежит на самом эстонском правительстве. В этой стране деятели спецслужб получали государственные награды за предотвращение консолидации русских политических организаций, за то, что мешали созданию партий, защищающих права некоренного населения! Они трудились так усердно, что и сейчас в эстонском парламенте представители подобных партий попросту отсутствуют. Но эстонская власть не учла того, что она своими же руками уничтожает будущего партнера по переговорному процессу. массовые столкновения стали возможны потому, что некому было направить справедливое возмущение в мирное русло.

Несколько слов о политической подоплеке конфликта. Для эстонского премьера А. Ансипа – кстати, в советские времена ярого коммуниста – акция по переносу памятника и солдатского кладбища стала выполнением предвыборных обещаний. Он пришел к власти, поддержанный праворадикальными избирателями. И обеспечил вновь их поддержку.

Дмитрий Коробкин, независимый аналитик.

– Когда я впервые услышал вести о столкновениях в Таллине, я прореагировал, наверное, как большинство русских. Ведь и мой дед воевал, праздник Победы лично для меня очень важен. Когда я был в феврале в Москве, москвичи интересовались: «Это, случайно, не у вас памятник хотят снести?» «Нет, в Эстонии…»

Конечно, смехотворно выглядят объяснения эстонской стороны, что перенос памятника был вызван желанием установить личности похороненных. Во-первых, список есть. Во-вторых, каким образом собираются проверять взятые образцы ДНК, где найдут родственников?
У меня в душе остается «неудобный» вопрос к российским властям: почему реакция наступила тогда, когда памятник убрали, и начался бунт? Видимо, история с памятником держалась «про запас», до поры до времени, точнее, до того момента, когда можно будет наилучшим образом воспользоваться ею для «пиара». Ну а русские люди в Эстонии оказались в положении заложников.

…Типичный новостной блок на Первом канале: пятиминутный ролик о таллинских ужасах, невероятно эмоционально заряженный, а потом сразу же речь заходит о выборах в Думу. Такая последовательность заставляет задуматься. Образ врага очень удобен для политиков. Да и реально какие меры предприняла Москва? Отправила к эстонскому посольству «наших», чтобы с их помощью выпустить пар и высказать обиду?
Конечно, эстонские власти не просто перенесли памятник, а сделали это в оскорбительной форме и для России, и для своего некоренного населения. Русских в Эстонии около тридцати процентов. Любопытно, что неграждане в Эстонии имеют право участвовать в местных выборах, и мэрия была против переноса памятника. А вот парламент избирают только граждане. Им и продемонстрировал премьер свое отношение к национальным меньшинствам.

Но разве Россия не преследует собственных политических целей? О соотечественниках вспоминают только тогда, когда они для чего-то нужны. Каждый год у нас происходят легионерские шествия. И каждый год российские СМИ устраивали невероятную шумиху вокруг этого. В этом же году шествия никто не отменял, но интерес телевидения был минимальным. Почему такой контраст в сравнении с подачей эстонских событий?! Видимо, Москва «разрулила» конфликт с Латвией. Договор о границе подписан. Скорее всего, верхи достигли консенсуса в жизненно важных вопросах. Латвия, например, уже не протестует против прокладки газопровода по дну Балтийского моря. То есть чьи-то интересы были удовлетворены, и козырь «угнетаемых соотечественников» моментально отпал.

Наконец, почему только Латвия да Эстония? К примеру, мы ничего не слышим о происходящем в Литве, хотя там тоже случаев ущемления прав русских – масса! О ситуации в Казахстане, Туркмении – опять ни слова! А русские оттуда уезжают. Никто об этом не заикнется даже, поскольку политически это невыгодно и экономически нерентабельно.
Вывод такой: нам надо самостоятельно отстаивать свои интересы, делать это цивилизованно и грамотно. Нельзя при этом становиться объектом манипуляций.

09.05.2007 , 09:37

Экспресс Неделя


Написать комментарий

читать здесь http://www.pravmir.ru/article_1985.html

ЭН! Чего то вас "колбасит неподетски". То к дню матери статью в стиле эпитафии матерям за две недели до праздника (да, да именно праздника) "накорябали". Теперь про памятники.. Все уже перетерли, разжевали и выплюнули, ан нет, и мы тяфкнем независимым аналитиком! Где вы его только откопали? Видимо он и независим потому, что никому не нужен, со своими анализами "от телевизора". Как можно анализировать политические ходы сидя у ТВ ящика? Думается, что кто-то из аффтараф ЭН это накропал, ну да ладно.. Лучше скажите чего это вы газету расшпили? Я ж только про ТВ программу просил! :-) Нет точно, на скрепках экономите! Кстати, вы мне тогда не ответили :-( Но теперь то, если вы вдруг решите выходить в рулоне и на мягкой "пупырчатой" бумаге, вы мне сообщите - я подпишусь... года на два минимум... на всю семью... ЗА ДЕНЬГИ!

Написать комментарий