Чиновники ЕС прижали коллег из Латвии

Недавно в Риге прошла неприметная конференция, на которой была дана оценка того, как Латвия распорядилась деньгами из структурных фондов Евросоюза в 2004- 2006 годах и как намерена распорядиться ими в 2007- 2013 годах. Распорядилась плохо, намерена исправиться. Вот только как?

Евроденьги дают только тем, кто умеет «делиться»?

Созвана конференция была по инициативе минфина, ответственного за освоение денег ЕС. Были приглашены также чиновники высокого уровня, курирующие распределение денег ЕС через министерства экономики, благосостояния, земледелия, образования и науки. Присутствовали и «хозяева» денег – четыре эксперта в ранге руководителей отделов генерального директората Еврокомиссии.

Леон Боярс – президент Латвийского объединения промышленников и реализаторов продукции, как и руководители других заинтересованных общественных организаций, на конференцию приглашен не был, но пришел и внимательно прослушал все выступления. После чего поделился с «Часом» своими впечатлениями. И тогда стало понятно, почему заинтересованных туда не пригласили.

«Мне было стыдно!»

Открыл конференцию министр особых поручений по делам освоения средств Евросоюза Н. Брокс (ТБ/ДННЛ). Он рассказал, что Латвия деньги ЕС в целом осваивает хорошо, программа выполняется, опыт нарабатывается. Есть, конечно, и недостатки, просчеты, но их учтут при освоении миллиардных средств в 2007- 2013 годах…

- Я не услышал от министра главного – о европейских средствах, которые нами были безвозвратно потеряны, – удивился г-н Боярс. – Все отлично знают, что график освоения был сорван, большие деньги не освоены из-за отсутствия софинансирования или от государства, или от бизнесменов, подавших заявку на проект, но не нашедших денег. Чему равна сумма этих потерь – министр тоже не сказал.

Поэтому представитель генерального директората г-н Санчес, взяв слово вслед за министром, огорошил всех, сказав, что они получили от Латвии отчет, но он, к сожалению, был настолько неполным, что его пришлось отправить на доработку. Многое в отчете было непонятно, например, что в Латвии не хватает людей, которые могут подготовить документы на освоение денег ЕС. При этом, просмотрев число латвийских «экспертов», оценивших поданные проекты, в генеральном директорате удивились тому, что их число намного превышает число всех работников директората…

- Мне было стыдно! – уверил г-н Боярс. – Кто такое написал? Разве в Латвии нет высших учебных заведений, выпускающих экономистов? Кого они в таком случае выпускают? Почему у нас нашлись «эксперты», оценивающие проекты, но не оказалось тех, кто их готовит? Мы столько говорим об имидже Латвии, а тут наши чиновники официально убеждают чиновников ЕС в том, что мы недееспособны.

Затем выступила И. Балтиня – директор департамента фондов ЕС в минфине – ведущей организации по распределению евроденег. Ее анализ гласил, что проекты проходили нормально, но вот беда: не было желающих их подавать, а в поданных проектах были ошибки. Дело это для Латвии новое, поэтому в целом можно сказать, что оно прошло удачно.

А представитель ЕС тут же сказал, что причина в другом: Латвия выработала слишком много регламентирующих документов, которые препятствуют освоению европейских денег. К оформлению проекта предпринимателю выставляется около 130 требований. И не от ЕС, а от наших чиновников! В самом ЕС требований вполовину меньше. Поэтому только из-за сложности оформления Латвия потеряла очень хорошие проекты, под которые деньги дали бы непременно, заверил эксперт гендиректората.

Что зависит от чиновников

- Полностью с чиновником ЕС согласен, – заметил г-н Боярс. – Есть у нашего объединения и другой печальный опыт, объясняющий, почему деньги ЕС не были освоены. Простому предпринимателю добраться до этих денег очень трудно. Многие пытались или сами готовить проекты, или нанимали фирму. Во втором случае надо было сразу же заплатить за проект не одну тысячу латов. Иногда за проект стоимостью 25 000 латов фирма требовала до 12 000. А пройдет ли проект, будет ли одобрен и получишь ли ты деньги – это было покрыто мраком. Кто-то деньги получил, но общественность не знает, кто. Полной информации не было, в том числе и по крестьянским хозяйствам. Или был утвержден проект на одну сумму, а потом выяснялось, что выплатить из фондов ЕС могут значительно меньше. Не каждый крестьянин был способен точно реализовать проект, и тогда приехавший инспектор занижал сумму выплат. Как всегда, у нас очень многое зависит от чиновника…

Качественно выполнить проект мог только тот, кто находился ближе к информации, то есть к Риге. У жителя Лиепаи шансов меньше, у жителя Колки их почти нет. Их «некачественные» проекты попросту откидываются в сторону. Руководитель отдела публичной инфраструктуры минфина Д. Груберте посетовала, что это дело новое, примеров перед нами не было, поэтому не все гладко получилось.

Неправда, примеры есть! Нужен не проект, а понятные и просто заполняемые позиции в стандартном пакете документов, как это делается в Германии. К тому же в Германии для этого есть консультанты, причем бесплатные. Немцам из провинции не надо ничего придумывать, все уже придумано, им нужно только заполнить нужные графы. Г-н Жак из гендиректората это подтвердил. Он сказал, что и в этом году в Латвии освоена лишь треть от запланированных к освоению средств. При этом 578 человек уже получили оплату за подготовку проектов и консультации – и это тоже больше, чем сотрудников в генеральной дирекции… Он сказал: «Вот вы пишете про жесткий контроль по отношению к предпринимателям, а при этом платежи от ЕС за уже реализованные в Латвии проекты до сих пор не произведены, их оплата перенесена на 2007- 2008 год. Почему? Это отбивает охоту у предпринимателей осваивать европейские деньги. Вот что надо жестко контролировать!» – сказал г-н Жак.

Работа механизма на холостом ходу

Г-жа Риекста, руководитель отдела информации департамента фондов ЕС минфина, рассказала об информационных центрах по освоению денег в провинции, об информационных бюллетенях… А представители ЕС ее тут же спросили, а почему деньги-то не освоены? Вы говорите, что работали, но по той информации, которую вы же прислали в Брюссель, деньги до предпринимателей не дошли…

- Я вижу три причины нашего «прокола» с освоением денег ЕС, – закончил свой рассказ об этой острой проблеме г-н Боярс. – Первая причина в том, что у самого Евросоюза всего несколько требований к подаче заявки на эти средства. А наши 130 требований придуманы чиновниками для того, чтобы большую часть проектов отбросить. ЕС дал разработку этих требований на откуп самим странам-новичкам, вот мы и перестарались.

Вторая причина: трудности в получении денег на софинансирование проектов. У государства их нет, а банки, по указанию того же государства борясь с инфляцией, денег на софинансирование не дают. Это тупик, который в 2007- 2013 годах ни к чему хорошему не приведет.

Наконец, третья причина и, возможно, главная. Поясню ее на реальном примере одного предпринимателя из нашего объединения. Он хотел получить средства из фондов ЕС на производство по переработке автопокрышек. Требовалась госгарантия на 5 миллионов латов. Бумаги ходили из минфина в минэкономики и обратно. В итоге денег так и не дали. Но в кулуарах сказали: не умеешь делиться…


Написать комментарий