Страна-заповедник

Центральное статистическое управление опять «порадовало» – на 30 марта этого года численность жителей Латвии составляет 2 277,7 тысячи. Это значит, что с августа 1991 года, когда Латвийская Республика обрела независимость, страна потеряла 390,6 тысячи человек – тогда в Латвии насчитывалось 2 667,9 тысячи жителей. Потери сравнимы лишь с потерями Второй мировой войны, вот только войны не было.

И темпы сокращения населения, несмотря на прогнозы оптимистов, не падают. Понадобилось немного времени, чтобы переступить «критическую черту» и начать говорить вместо «почти три миллиона» «больше двух».

Конечно, можно кричать, что выехала огромная Советская армия, но если считать лишь после 1993 года, когда советские войска и большинство граждан других стран бывшего СССР покинули Латвию, потери «чистыми латвийцами» составляют не менее 328,9 тысячи человек. Только с января этого года количество латвийцев сократилось на четыре тысячи – город районного масштаба. И прирост населения во ВСЕХ латвийских городах остается отрицательным.

И всем вроде понятно, что уехавшие на работу за границу не вернутся. Так же как не вернулась латышская эмиграция, уехавшая в годы или сразу после Второй мировой войны. Латышские эмигранты тешили совесть идеей, что вернутся, «как только Латвия станет свободной», но делали это лишь потому, что сами не верили, что до такого доживут. Сюда их можно «затащить» лишь высокими креслами – вроде поста президента, да некоторые готовы тут провести остаток жизни после пенсии, которая на Западе значительно выше.

Латвия превращается в страну-заповедник – непуганых зверей и нетронутых лесов. В самую редконаселенную страну ЕС. Но некоторым и этого кажется мало, и они старательно разрабатывают программы «деколонизации», чтобы избавиться от этнически и культурно наиболее близких себе латвийских русских. Хотя лишь этот «дуализм» позволяет в перспективе надеяться на сохранение самобытности Латвии.


Написать комментарий