Седьмой президент берет пример с первого

Фото Наглиса Наглиньша (LETA).
Фото Наглиса Наглиньша (LETA).
*В воскресенье вечером состоялся первый выход в Большой свет нового президента Валдиса Затлерса и его супруги Лилиты - прием, посвященный его инаугурации. На торжественном мероприятии побывал и «Час».*

Напиток из рабарбера

Место для первого торжественного приема нового президента было выбрано нетрадиционное – Елгавский замок, главное здание Латвийского сельскохозяйственного университета. При ВВФ подобные мероприятия проводились в Рундале, тоже творении великого российского зодчего Растрелли, но куда более ухоженном и «дворцовом».

Гости заходили в двери, украшенные свежесрубленными березами, и оказывались в обычном коридоре учебного заведения – с серыми стенами и объявлениями о поступлении в вуз. Вот так у нас выглядят вузы, наверняка подумал каждый присутствующий. Официанты разносили подносы с необычными – для приемов, во всяком случае, – напитками – из сугубо латвийского рабарбера и с веткой отечественной же черной смородины.

В фойе под лестницей предлагали кофе, чтобы скоротать обычное для таких мероприятий долгое ожидание рукопожатия с первым лицом. По составу гостей прием был очень представительный – были, как говорится, все. Депутаты, министры, послы, предприниматели, художники…

Невольно напрашивалось сравнение с прощальным приемом ВВФ: провожали прежнюю главу государства меньше народа, чем приветствовали нового. Шире был представлен депутатский корпус: были представители Народной партии, а также «Центра согласия», которые с Вике-Фрейбергой не прощались, обидевшись на нее за обвинения в нелояльности, а также «пчелы».

Первыми в зал пригласили членов правительства и послов, за ними и остальные выстроились вдоль двух лестничных пролетов. Гости общались между собой, фотографировались и, как всегда в подобных случаях, в шутку вспоминали Булгакова – бал Маргариты.

Ожидание разнообразило видеонаблюдение за другой очередью – на экранах, установленных под потолком. Те, кто уже поприветствовал президентскую чету, оставляли записи в книге почетных гостей на разных языках.

Новый президент с супругой принимали поздравления на фоне цветочного панно в глубине зала с красивым названием Серебряный. Вике-Фрейберге гости обычно представлялись сами, а тут каждого представляли вслух – по имени и должности.

Два часа длилась процедура приветствия. Благо новому президенту не привыкать подолгу стоять за операционным столом.

В 21 час зазвучали фанфары, и Валдис Затлерс с женой Лилитой вошли в зал.

Елгава как родина президентов

Елгавский замок роскошно выглядит только издалека, с реки. А вблизи – фасад в трещинах, штукатурка отстала, стены пачкаются мелом… Почему здесь новый президент решил начать свою карьеру? – этим вопросом задавались многие политологи. Первое, что приходит в голову, – не желая конкурировать с предшественницей там, где она заведомо сильнее, Валдис Затлерс начал выстраивать свой образ, даже в мелочах не желая повторяться.

Еще одна версия: члены Народной партии, которые пролоббировали эту кандидатуру президента, в основном выходцы из главной кузницы сельскохозяйственных кадров. Вот они и решили вернуться в альма-матер.

Ответ на этот вопрос, куда более глубокий, чем предложенные версии, Валдис Затлерс дал в своей краткой – всего три абзаца – речи на приеме. Он обратил внимание присутствующих на то, что Елгава – город особый для латвийской государственности. Трое из семи президентов страны родом из этих мест – Янис Чаксте, Алберт Квиесис и Карлис Улманис.

Если раньше безусловным кумиром для правящих был Улманис, разогнавший Сейм и правивший единолично, то новый президент сместил акцент, назвав примером для подражания основоположника латвийской государственности Яниса Чаксте, «который идеи демократии претворял в жизнь, уважал и никогда не предавал».

За час до начала приема Валдис Затлерс отдал дань уважения первому президенту страны, устроив встречу с жителями Елгавы возле памятника Чаксте в центре города.

Седьмой президент процитировал первого: «Латвийское государство выросло из единодушия латышского народа. Сильным его сделало единство латвийского народа, и оно будет вечно процветать, если это единство сохранится». Валдис Затлерс заверил, что «готов делать все, что в его силах, чтобы это произошло и чтобы в Латвии жил счастливый и гордый народ».

И признание того, что в Латвии живет не только латышский народ, стало еще одним важным новым для нашей власти тезисом.

…А закончился прием всеобщими танцами под музыку местного, елгавского, оркестра. И еще все желающие могли сфотографироваться с новым президентом и его женой, чем с удовольствием и занимались.

Кстати

Сын Яниса Чаксте, Константин, в годы Второй мировой войны возглавлял антифашистский Центральный Совет, прообраз независимого правительства Латвии. По инициативе группы предпринимателей и политиков, в основном из Народной партии, были собраны деньги на памятник Константину Чаксте, который должен был занять место памятника Ленину на улице Бривибас, напротив Кабинета министров. Однако при правительстве Репше эту идею не поддержали.

Вполне возможно, что сейчас к ней снова вернутся…


Написать комментарий