У «оранжевых» начался процесс брожения

Мало кто знает, но инаугурацию нового президента в Латвии отмечали дважды. Точнее, параллельно. Пока коалиционные боссы, бизнесмены и зарубежные послы пили и танцевали на официальном приеме в Елгавском дворце, выступающие против “оранжевой” диктатуры общественники и прочие, кому приглашения на елгавский сабантуй не полагались по политическим соображениям, развлекались в центре Риги, на Андрейсале, пишет газета “Телеграф”.

Главной интригой рижской вечеринки были даже не разудалые игрища и чтения ироничных поэм с издевательскими намеками в адрес нового главы государства, а появление в толпе инакомыслящих одного из лидеров Народной партии — министра по делам регионального развития и самоуправлений Айгара Штокенбергса.

“Честно говоря, мы все были в шоке, — призналась Телеграфу участница альтернативного банкета, депутат Сейма от партии Новое время Линда Мурниеце. — Мероприятие задумывалось как неформальная вечеринка для демократически думающей оппозиции. Были представители прессы, неправительственных организаций, поэты, художники… И тут вдруг появляется Штокенбергс! Мы побоялись подойти спросить его, зачем он пришел. Но все думали об одном: как у него хватило мужества?! Ведь понятно, что его за такое не похвалят”.

Демарш министра

По свидетельству очевидцев, Айгар Штокенбергс держался непринужденно. Посмотрел на предложенные аттракционы (в программе были литературные чтения, пародийные зарисовки, показ фильма “Крестный отец”, закуски, танцы), выкурил по традиции пару сигарет и отбыл в неизвестном направлении. На инаугурационном балу в Елгаве министра в этот день не видели.

Скандальный демарш не остался незамеченным. Как стало известно газете Diena, в среду Штокенбергсу пришлось объясняться за свое поведение перед “рядовым членом” Народной партии Андрисом Шкеле. Причем сам министр факт вызова на ковер не замалчивал. Как не скрывал он и свое нежелание видеть на высшем государственном посту Валдиса Затлерса. Когда имя Затлерса было впервые озвучено верхушкой коалиции, Штокенбергс в разговоре с Телеграфом отказался комментировать кандидатуру доктора. “Я этого человека совсем не знаю”, — сказал тогда министр.

Не исключено, что Штокенбергс затаил и личную обиду, ведь он сам был одним из трех возможных кандидатов в президенты от “народников”. И, между прочим, испытывал серьезную поддержку со стороны однопартийцев, особенно из регионов.

В последнем разговоре с Андрисом Шкеле Штокенбергс вновь подтвердил свое критическое отношение к новому президенту. “Но теперь этот разговор окончен. Пусть Валдис Затлерс работает”, — формально закрыл тему Штокенбергс. Но надолго ли?

Калвитис теряет контроль?

Опрошенные Телеграфом эксперты считают, что внутри правящей партии назревает нешуточный конфликт. Как заметил в беседе с Телеграфом депутат Сейма от Центра согласия Андрей Клементьев, “народники” никогда не выплескивают свои эмоции наружу. Но очевидно, что сейчас у них, как у любой партии, которая долго верховодит на политическом олимпе, начался процесс брожения. “Я хорошо помню, как в свое время такой же звездной болезнью переболели члены Латвияс цельш, считая, что власть им принадлежит навеки. А потом они в одночасье ушли в небытие, и если бы не союз с Первой партией, им вряд ли удалось бы вернуться обратно в большую политику”, — сказал он.

Политолог Айгар Фрейманис также согласен, что для “народников” настали суровые времена. “Одно только известие о июньской инфляции в 8,8% можно считать убийственным для всей коалиции, учитывая фон из непрекращающихся разговоров о существовании некого антиинфляционного плана. И понятно, что многие правящие это осознают”, — отметил он. Указать на ошибки руководящей верхушке решаются единицы, но всякий раз вольнодумие подавляют на корню. Во всяком случае, именно после того, как глава МИДа Артис Пабрикс озвучил ряд инициатив, идущих вразрез с мнением премьера, например, о возможности открытия рынка труда для гастарбайтеров, в кулуарах тут же стали циркулировать слухи о предстоящей отставке министра.

Что касается Штокенбергса, то он никогда не считался “обычным министром”. Долгое время Штокенбергс работал советником Калвитиса по вопросам экономики. Затем он занял пост министра экономики, а в 9-м Сейме был брошен на регионы. Помимо универсальности (политик имеет три высших образования — в юриспруденции, экономике и предпринимательстве), репутацию “нерядового” выдает и тот факт, что Штокенбергс — единственный из всех министров, кто каждый четверг, как на работу, приходит на заседание в Сейм.

Сигнал для инакомыслящих

“Штокенбергс — видная фигура в политической элите, — отметил в беседе с Телеграфом политолог Ивар Иябс. Он близко общается и с руководством других партий, и с представителями интеллигенции. И при этом, в отличие от многих других “народников”, всегда имеет свой независимый взгляд на вещи. “Однако, честно скажу, в этой истории меня поражает не то, что Шкеле вызвал Штокенбергса на ковер — полагаю, при своей власти в партии он может делать это по пять раз в день, — я удивлен, что Штокенбергс не побоялся сообщить об этом прессе”, — сказал Иябс. Он не исключает, что сенсационное появление министра на вечеринке “несогласных” было просто очередным хорошо продуманным пиар-ходом: "Очень похоже на стиль “оранжевых”. Мол, смотрите, все упрекают, что коалиция, словно стадо овец, подчинилась диктатуре Калвитиса. Но это не так! И среди нас есть различие мнений! И мы имеем право на голос!"

Однако другие эксперты Телеграфа видят в демарше Штокенбергса признак внутрипартийной конфронтации. “Трудно сказать, к каким последствиям может привести такое демонстративное нарушение партийной дисциплины. Но я не думаю, что Штокенбергса могут выгнать из партии или отобрать пост министра — он слишком ценный для Народной партии кадр. И, конечно, сам Штокенбергс это тоже прекрасно понимает”, — считает Линда Мурниеце.

А вот по мнению Андрея Клементьева, оргвыводы и замены на руководящих постах наверняка будут. Но начнутся они, скорее всего, с Рижской думы. “Я сомневаюсь, что внутри Народной партии не понимают, в какую дыру попадет государство и город, если начнется реализация безумных идей Демаковой о строительстве библиотеки и концертного зала”, — указал Клементьев.

Айгар Фрейманис предполагает, что Штокенбергс может стать примером для других инакомыслящих. И здесь все отчетливее начинает звучать тема возможности появления в Латвии новой политической силы. “Для создания новой партии нужны, в первую очередь, политические лидеры. Согласен, что по своему потенциалу Штокенбергс вполне мог бы стать одним из таких”, — отметил Фрейманис.

Похожее предположение высказывает и Линда Мурниеце: “Штокенбергс всегда являл собой некую внутреннюю оппозицию. Он — очень сильная личность. Мне кажется, при определенных обстоятельствах он мог бы сплотить вокруг себя команду или хотя бы стать одним из ее руководителей”.


http://www.novonews.lv/news/2007/07/13/latvia/022060.html


Написать комментарий