Гатис Трукснис: «Надо опираться на аргументы, а не на эмоции»

В минувший четверг Юрмальская дума наконец-то приняла изменения в плане развития Юрмалы. Эти изменения в прессе, на радио и телевидении обсуждались долго и бурно. Высказывались и аргументы и за, и против. Что неудивительно – судьба Юрмалы давно уже волнует не только юрмальчан, но и всех жителей Латвии. Сегодня в интервью «Часу» ситуацию комментирует исполнительный директор Юрмальской думы Гатис Трукснис

Что изменят изменения?

- Во время долгого обсуждения изменений к плану развития Юрмалы средства массовой информации в основном уделяли внимание правилам застройки. Каких еще разделов коснулись поправки?

- Изменения к плану развития состоят из многих разделов, которые очень тесно связаны друг с другом. К плану прилагаются карты с делением земельных участков – там, где это деление меняется. А также транспортные схемы, схема новой трассы окружной дороги, что очень важно для дальнейшего развития Юрмалы, схемы коммуникаций – водоснабжения, канализации, теплоснабжения. Прилагается план охраняемых территорий, заказников. И план охранных полос вдоль берега залива и Лиелупе. В некоторых местах ширину этих полос мы сократили с 300 до 150 метров. А то получалась абсурдная ситуация: человек, живущий в доме в охранной полосе, для того чтобы перестроить собственную веранду, должен был сначала разработать детальный план всего участка. А это стоит приблизительно от 5 до 10 тысяч и занимает целый год. К изменениям в плане прилагается и карта шумов. В тестовой части уточнено все то, что связано с изменением законодательства.

Важнейшая часть плана – карта зонирования и правила застройки. Главное – изменения в плане больше не допускают различных интерпретаций этого документа ни чиновниками, ни депутатами. Возможно только уточнение – но не в сторону максимального показателя, а в сторону сокращения. Так, например, если владелец территории или застройщик захочет построить здание выше четырех этажей, то обязателен детальный план территории – со всеми этапами его утверждения, в том числе и общественным обсуждением. В каждом случае надо будет доказывать, насколько обоснованно строительство в данном месте.

- Каковы самые существенные изменения правил застройки?

- Когда создавался нынешний план развития города, ситуация была принципиально другой, мы больше всего опасались неконтролируемой застройки – появления различных киосков, павильончиков и т. д. Но сейчас все изменилось, и в этой новой ситуации строители и девелоперы используют любую возможность, любую дырку, любое разночтение в плане развития, чтобы добиться выгодного для себя максимума. И поэтому изменения в плане строго устанавливают, где что можно строить.

До сих пор было так: на территории общественной и деловой застройки была допустима и жилая застройка, если это позволяет детальный план. Сейчас такого больше нет. Если это общественная застройка – то общественная, если жилая – то жилая.

- Насколько велика та территория Юрмалы, на которой изменено природное зонирование?

- В Юрмальскую думу было подано 189 предложений об изменении зонирования с базовой зеленой зоны на зону, в которой разрешена застройка. Эти предложения в целом касались 257 гектаров юрмальской территории. Юрмальская дума поддержала изменение зонирования на 32 гектарах, соответственно сохранив прежнее зонирование на 225 гектарах. То есть принято было лишь каждое десятое предложение.

Общественные организации были приглашены в рабочую группу, обсуждавшую изменения плана развития Юрмалы, уже после того, как Юрмальская дума отсеяла большую часть предложений по изменению зонирования. И остались только те проекты, где эти изменения были логичными и рациональными. Но общественные организации все равно выступали с протестами – причем без сильных аргументов. Они говорят – мы не хотим ничего изменять, потому что мы против любых изменений…

Конечно, было бы намного проще, если бы прежнее руководство Юрмальской думы с самого начала подключило к работе общественные организации. Тогда все могли бы увидеть, как отсекаются девять предложений из десяти…

Но любой план развития – это компромисс. И ни дума, ни общественная организация не может претендовать на то, чтобы их требования и желания были удовлетворены на все сто процентов. И организации, занимающиеся охраной среды, считают, что изменения в плане – это разумный компромисс между требованиями защиты среды и необходимостью развития города.

- Какой территории коснутся изменения зонирования?

- 0,3 процента юрмальской территории. Если повесить на стену две карты – одну с нынешним зонированием Юрмалы, а другую с изменениями, то с пяти шагов никто не заменит между ними различий… Глобального воздействия на среду это не окажет.

Нужна стратегия развития

Юрмала должна развиваться в первую очередь как курорт.

- Как изменения в плане повлияют на плотность застройки в городе Юрмале?

- Плотность застройки определяется величиной участка и не может быть увеличена. Так, например, если зонирование изменено с базовой зеленой зоны на сосновый лес с застройкой, то это означает, что минимум 85 процентов участка должно остаться свободной зеленой территорией. А далее делается детальное планирование, которое определяет, где именно будет находиться застройка – там, где есть свободное место, там, где растут менее ценные деревья. И на каждый дальнейший шаг надо будет получать разрешения…

- А с чем связаны протесты против изменений в плане развития?

- Думаю, подписи под заявлениями с протестами собирались не слишком корректно: людей спрашивали – вы против вырубки леса? Вы против застройки дюн? Естественно, что они говорили – против… Всего Юрмальская дума получила около 7000 заявлений, из них 4000 было собрано Обществом защиты Юрмалы. А в 1000 заявлений выражается поддержка плана развития и отдельным его пунктам.

Замечу и то, что те, кто согласны с изменениями в плане, свое согласие так активно не выражали. Кстати, параллели можно провести и с референдумом по поправкам к законам о госбезопасности: те, кто были недовольны, пришли, но большинство осталось дома… Оценивая план развития, надо опираться не на эмоции, а на аргументы.

- Юрмала – это курортный город. Учитывают ли изменения в плане этот важнейший аспект?

- Юрмала и в дальнейшем должна развиваться как курорт. И стратегию этого развития должен определить новый план развития Юрмалы. Но у нас так долго торпедировали изменения к нынешнему плану, то за новый план дума никак не могла взяться. Не знаю, было ли это кому-то выгодно, но факт налицо. Планировалось, что ситуация будет развиваться так: мы принимаем изменения к плану, быстро тушим пожар там, где его надо немедленно потушить, и беремся за работу над новым планом. Но все очень затянулось…

- Что выиграет рядовой юрмальчанин от изменения плана развития Юрмалы?

- Во-первых, изменения облегчат жизнь тем юрмальчанам, чьи дома расположены на берегу, в охранной полосе. Теперь для того, чтобы починить трубу или сарайчик, им не надо будет делать детальное планирование всего участка. Во-вторых, тысячи юрмальчан стоят в очереди на получение жилья. Но Юрмальская дума не может начать строительство многоквартирных домов до тех пор, пока не изменено зонирование выделенных под строительство участков. Та же история с социальным домом и двумя детскими садами.

Теперь, когда изменения приняты, ситуация сдвинется с мертвой точки, поскольку средства на строительство уже выделены. В-третьих, изменения позволят нам реализовать план по приведению в порядок внутренних дворов в микрорайонах Каугури. Это надо, в частности, и для того, чтобы дворы оставались зелеными и не были застроены.


Написать комментарий