И ни в чем себе не отказывать…

К многочисленным ожиданиям кризиса в сферах от почты и полиции до торговли недвижимостью и денежной системы, похоже, решила присоединиться и наша пенсионная служба («Час» от 1 августа). Правда, беспокоит служащих сегодняшнего латвийского собеса не размер пенсий большинства стариков, а их собственная зарплата. Спору нет, удорожание всего и вся, без сомнения, задевает и этих госслужащих. Однако что касается кризиса пенсионной системы, то серьезные угрозы просматриваются скорее на несколько иных направлениях…

Параллельные миры

Рассуждения о нищенской доле наших стариков стали уже общим местом. Действительно, социальное расслоение вроде бы не должно вызывать удивления на втором десятилетии либерально-рыночной экономики. Однако что касается пенсионеров, нормального человека все же возмущает очевидная и вопиющая несправедливость ситуации. Сначала людей, честно отработавших в советское время не одно десятилетие на сложнейшей или просто тяжелой и вредной работе, сравняли по сумме пенсий с откровенными тунеядцами и алкоголиками, потом в результате безответственных дыр в законах дали возможность прохиндеям урвать кусок пожирнее от общего пирога – помните, была возможность, внося пару лет до выхода на пенсию повышенные взносы, «заработать» ее для себя в несколько раз больше. Да и теперь трудно назвать социально справедливым, например, досрочный выход на пенсию «крестьян» с тысячегектарными поместьями при условии продажи или просто передачи этой собственности… своим же детям!

Дикий перекос в материальном положении в последние годы стал еще более вызывающим. Причем как среди самих пенсионеров, где образовался некоторый привилегированный слой (чиновники, «помещики-крестьяне» и т. п.), так и между пенсионерами и работающими. В последнем случае имеют место два отягчающих фактора, способных в недалеком будущем привести к очень печальным последствиям: пресловутая зарплата в конвертах и работа значительной части трудоспособных жителей за рубежом. Не секрет, что масса людей, работающих в частном секторе, лишь оформлены на «минималку», а реально получают существенно больше. Эти деньги, попадая на потребительский рынок, приводят к росту цен, работники требуют повышения оплаты своего труда и так или иначе получают ее – рост даже официальной средней зарплаты составил за год почти 30%! Но социальные-то платежи в «конвертном варианте» делаются с минимальной…

Еще более драматична проблема гастарбайтеров. Когда латвийцев агитировали голосовать за вступление в ЕС, одним из аргументов была «пенсия, которую вы сможете получать в любой стране Европы». Правда, казенные еврооптимисты «забывали» предупредить, что «европейской» она будет лишь у тех, кто отработает немалое количество лет именно в старом ЕС, а не в Латвии.

Действительно, официально работающие сегодня «на островах» лет через 20- 30 смогут (если доживут…) получать хорошую пенсию, находясь в любой стране ЕС. Но фокус в том, что работают они теперь на благосостояние английских и ирландских пенсионеров, не платя ни сантима пенсионному фонду Латвии. Для нас это – «отложенная» катастрофа. Латвийская пенсионная система уже бы трещала по всем швам, если бы количество самих ее получателей не уменьшалось по тривиальным причинам – взгляните на показатели уровня смертности и продолжительности жизни.

Что у нас реформировали?

Как известно, после пенсионной реформы латвийскую систему назвали (сами реформаторы…) «лучшей в Европе». Что же они делали? Известны два типа пенсионных систем: солидарно-распределительная и индивидуально-накопительная. Первую, доставшуюся от СССР, на заре реформ упрекали в «уравниловке», «нерыночной отсталости» и тому подобных грехах, что не совсем справедливо. Во-первых, распределительные системы существуют во многих странах (см. таблицу), во-вторых, они не бывают чисто накопительными или распределительными, – та же советская предполагала зависимость пенсии не только от стажа, но и от величины зарплаты, а накопительные всегда включают достаточно большую долю выплат тем, кто по разным причинам ничего не накапливал.

Разница здесь скорее в психологии: солидарная система предполагает регулирующую роль и ответственность государства, а накопительная перекладывает основную долю ответственности на самого человека. Хочешь иметь пенсию побольше – ищи высокооплачиваемую работу, требуй от работодателя (сам требуй, на госинспекцию не надейся…) легализации всей суммы заработка, выбирай наиболее выгодные фонды и «уровни». Все это вроде бы справедливо, но…если бы человеку было свойственно ответственно готовиться к обеспечению собственной старости, так пенсионные системы были бы вообще не нужны…

Кроме того, здесь имеет место еще одна проблема: величина социальной пенсии (то есть выплат тем, кто, может быть, вообще ни дня не работал или не платил соцналог) и пенсии с минимального и нерегулярного заработка отличаются столь мало, что люди просто не видят смысла так работать и еще соцстраховку платить… Да и просто доверие к государству играет не последнюю роль.

С одной стороны, многие еще помнят, как лихо обошлось нынешнее государство с пенсионерами, доставшимися в наследство от прошлой власти. С другой – управление накопительными фондами превращается в откровенную кормушку для чиновников. Вот и в упомянутой публикации представители Агентства соцстрахования видят главную проблему в величине собственной зарплаты – хотелось бы получить на работу ведомства не 1,3% от этих накоплений, а раза в два-три больше.

В интервью другому изданию глава этого агентства вообще заявила, что «в других странах сотрудники аналогичных ведомств зарабатывают на порядок больше». Если иметь в виду названную среднюю зарплату сотрудников агентства в 337 латов, то три с гаком тысячи за тяжкий труд по «бесперебойному начислению пенсий» свидетельствуют об аппетитах очень даже неслабых – тут уже многие задумаются о целесообразности помещения своих пенсионных накоплений в закрома данного ведомства…

А вообще решение этих проблем лежит за пределами пенсионной системы и «завязано» на общих экономических процессах в государстве. Будет в Латвии нормальная экономика и система социальной защиты – не станут уезжать молодые, улучшится демография, снизится нагрузка на работающих. Появится возможность и пенсии достойные платить, и работников пенсионного ведомства не обижать.

Договорились о пенсиях

Вчера Кабинет министров одобрил соглашение с Эстонией о начислении пенсий бывшим советским трудящимся.

Договор предусматривает учитывать период страхования в советское время только в той стране, по нормативным актам которой общий накопленный период страхования длиннее. Если же он одинаков по продолжительности в двух странах, то учитывается период страхования в той из них, в которой лицо страховалось в последний раз.

В случае перемещения лица, которому начислена пенсия, из одной страны в другую, учет периода страхования в советский период не меняется.

Сейчас, если человек работал, например, в Латвии, Эстонии и других советских республиках, пенсию ему начисляют обе страны Балтии, причем обе они засчитывают в страховой стаж также и накопившиеся в других бывших советских республиках страховые периоды до 1991 года. Таким образом, человек получает за один и тот же страховой период пенсию от двух стран.


Написать комментарий