Айе Симсоне не дали раскрыть медицинскую тайну

Вчера в Рижском окружном суде начался процесс по делу о VIP-вымогательстве 20 тысяч евро. Потерпевший – пластический хирург Янис Гилис. Обвиняемая – глава издательства “Ригас вильни”, жена миллионера Петериса Шмидре и светский персонаж Айя Симсоне… В суд супруги пришли вместе.

Обвиняемая была согласна на полную гласность

…Утром за четверть часа перед началом заседания коридор суда оккупировали СМИ. Вместо потерпевшего хирурга прибыл юрист Юрис Маринс, оказавшийся его доверенным лицом.

Он представил суду справку о том, что у Яниса Гилиса нет возможности присутствовать на процессе. Однако врач ничего не имеет против того, чтобы его интересы представляло уполномоченное им лицо, то есть Маринс. (Именно это предполагали некоторые СМИ.)

- Что у него со здоровьем? – поинтересовался судья Квеска.

- У Гилиса прогрессирующий тромбоз головных сосудов, – сообщил Маринс. – Он не встает. Находится на лечении в “Гайльэзерсе”, и в связи с тем, что его состояние ухудшается, ему назначен постельный режим. Вот согласие моего клиента на любую судебно-медицинскую экспертизу, если у суда возникнут сомнения в его способности давать показания.

…Айя Симсоне прибыла к зданию суда на черном джипе-“фольксвагене” с легким запозданием – и не одна, а с супругом, Петерисом Шмидре. У дверей суда они были встречены адвокатом Роде и проведены в зал суда, где, держась за руки, спокойно выдержали около 10 минут фотографирования и видеосъемки многочисленных камер.

Суть дела и медицинская тайна

Разобравшись с присутствующими (явились почти все свидетели), суд перешел к главному вопросу дня. А именно: каким должен быть процесс – открытым или закрытым?

Учтем: помимо “светскости”, этот уголовный процесс необычен еще и вот чем: параллельно с ним идет еще один, гражданский. Только там роли сторон диаметрально противоположные: Айя Симсоне выступает в качестве истицы, а хирург Янис Гилис – в качестве ответчика. Сумма иска – те же 20 000 евро… В гражданском деле, где сейчас объявлен перерыв, судопроизводство закрытое.

Судья Квеска предложил закрыть и этот процесс. Представитель Гилиса Юрис Маринс согласился:

- В деле речь идет о данных здоровья, которые согласно закону о медицине не подлежат свободному разглашению. Поэтому я прошу суд объявить процесс закрытым для слушателей и СМИ.

Неожиданно против этого возразила Айя Симсоне (случай крайне редкий. Обычно именно те, о чьем здоровье идет речь, настаивают на конфиденциальности).

- Во-первых, в самом сюжете уголовного дела нет ничего специфически “медицинского”, – пояснила она. – А во-вторых, я не вижу тут никакой особой медицинской тайны, которую стоило бы сохранять. Мою историю в подробностях практически вся Латвия знает.

- Моя подзащитная согласна на разглашение своих медицинских данных, – сформулировал адвокат Роде.

Тем не менее судья Квеска после небольшого размышления решил прессу удалить.

- Чтобы не входить в противоречие с законом о медицине, – пояснил он.

…Впрочем, нельзя сказать, чтобы пресса сильно расстроилась. Ибо сюжет этого конфликта действительно хорошо известен.

Пластическая история

13 января 2005 года в полицию поступило заявление от хирурга Яниса Гилиса, в котором тот указал, что является жертвой угроз со стороны бывшей пациентки Айи Симсоне. Как пояснил Гилис в заявлении, она вымогает у него 65 тысяч латов. А в случае отказа платить – обещает обнародовать компромат на него.

Проверка заявления была поручена Управлению по борьбе с организованной преступностью, сотрудники которого возбудили уголовное дело по факту вымогательства (ч. 2, ст. 183). Симсоне была задержана.

По словам Гилиса, дело было так. Пластическая операция г-жи Симсоне состоялась в 2002 году. После нее не было выдвинуто никаких претензий. Они появились лишь 13 мая 2004 года, когда Айя Симсоне пришла к нему в клинику и предъявила целый прейскурант: “билеты на самолет, пребывание в парижском отеле, операция – 19 555 евро”.

В ответ на недоумение Гилиса она разъяснила, что операция в его клинике прошла неудачно. И что ей пришлось все исправлять у французского хирурга. “Поскольку до этого нам не приходилось слышать от нее нареканий, ей в требовании было отказано”, – пояснил Гилис. А в начале 2005 года в журнале “Неделя”, принадлежащем Симсоне, начали выходить статьи о пластической хирургии, в которых, в частности, пациентки жаловались на последствия операций, проведенных Янисом Гилисом… В итоге врач обратился в полицию с заявлением о рэкете.

Позиция Симсоне противоположна: она денег не вымогала, хотя получить компенсацию действительно была согласна. Ибо:

- Янис Гилис в течение целого года после операции, которая принесла мне столько вреда, вообще не желал меня слушать. Он смеялся мне в лицо и говорил: “У вас все в порядке!”

При этом французский врач, к которому я обращалась за помощью уже после Гилиса (мне пришлось ликвидировать последствия операции, сделанной в Латвии), сказал мне: у них за такое оперирование человека могут и привлечь к ответственности…

И вдруг зимой 2005 года Гилис начал сам мне постоянно звонить. И предлагать деньги, которые я истратила на ликвидацию последствий операции. Он все время предлагал лично привезти и вручить мне компенсацию – без всяких документов, чека, расписки. Для меня очевидно, что это была просто спланированная провокация. Со мной ему встретиться не удалось, но провокация все же произошла: он представил мое желание получить компенсацию как вымогательство.

Промежуточный финиш

Защита подала суду несколько просьб: о проведении Гилису комплексной экспертизы и о приглашении ряда экспертов. Суд объявил перерыв на размышения до вторника.

Потерпевшего представляет… осужденный

В начавшемся вчера деле по обвинению Айи Симсоне в вымогательстве денег у пластического хирурга Яниса Гилиса медика представляет юрист Юрис Маринс.

18 октября 2005 года он был осужден по статье 235-й, часть 1-я, Уголовного закона, предусматривающей наказание за неразрешенное хранение психотропных и наркотических веществ, а также статье 309-й, часть 3-я, которая предусматривает ответственность за передачу этих веществ лицу, находящемуся в местах лишения свободы. В декабре 2004 года были приостановлены адвокатские полномочия Юриса Маринса.

Как сообщает LETA, Маринс был задержан в декабре 2004 года по подозрению в передаче 3,5 грамма марихуаны заключенной Ильгюциемской женской тюрьмы, которая находилась там по делу, связанному с наркотиками. После свидания с тогда еще адвокатом Маринсом у заключенной в спортивных туфлях нашли марихуану, а также записку от ее друга, находящегося в Центральной тюрьме, адвокатом которого также был Маринс. В мусорнике в комнате свиданий был найден конверт, в котором ранее находилась марихуана.

Надзиратели предположили, что никто другой, кроме адвоката Юриса Маринса, не мог передать заключенной записку и наркотик. Правозащитники предположили, что она прятала незаконную передачу в туфли в его присутствии.

Было возбуждено уголовное дело, адвоката задержали на три дня. Маринс свою вину признал, с ее классификацией согласился. В октябре следующего, 2005, года был осужден на пять лет лишения свободы условно с испытательным сроком два года.

Ранее хирург Гилис сотрудничал с двумя присяжными адвокатами – Вентсом Виджусом и Ингой Лауце, однако они не подписали с Гилисом договор о сотрудничестве во время суда (об этом “Час” писал 24 октября), а адвокат Виджус, не раскрывая сути своих разногласий с бывшим клиентом, посоветовал Гилису извиниться перед Айей Симсоне.


Написать комментарий