Вот тебе и эстонский Шенген

Несмотря на отмену пограничного контроля в рамках Шенгенского соглашения, эстонские пограничники не пустили в страну активистов Латвийского комитета по правам человека. Эстонская сторона включила антифашистов в "черный список".

Первое знакомство активистов ЛАК и эстонских пограничников и спецслужбистов состоялось 25 апреля этого года, накануне таллинской “бронзовой ночи”. Тогда девять латвийских антифашистов, в том числе два журналиста и депутат Рижской думы от ЗаПЧЕЛ Владислав Рафальский, отправились в эстонскую столицу, чтобы продемонстрировать солидарность с эстонским “Ночным дозором”.

Латвийскую группу задержали на границе и выдали бумагу (вы ее видите), что эстонское государство видит в них угрозу “общественному порядку и безопасности одной или нескольких стран ЕС”. Оперативность и иные обстоятельства задержания антифашисты объясняют прослушкой их телефонных разговоров латвийскими спецслужбами и передачей добытой таким путем информации эстонским коллегам.

Судя по дальнейшему развитию событий, в эстонский “черный список” попали не только участники апрельского задержания на границе, но и ЛАК в полном составе. Так, другой рижский депутат-запчеловец, врач-анестезиолог Виктор Дергунов не смог въехать в Эстонию в составе официальной делегации Рижской думы.

И вот пришел долгожданный Шенген. 21 декабря пограничники Латвии и Эстонии торжественно отметили ликвидацию пропускного режима. На следующий день с утра пораньше представители ЛАК: Иосиф Корен и учитель русского языка Людмила Смирнова, а также примкнувший депутат Сейма (ЗаПЧЕЛ)  Владимир Бузаев выехали в Таллин. Там была запланирована встреча с представителями Эстонского информационного центра по правам человека и презентация книги Бузаева о латвийских негражданах.

К 9.30 латвийцы пересекли на легковой машине неохраняемую границу. Проехав 6- 7 километров, заметили, что им на хвост сели две машины, одна с символикой эстонской погранохраны. После предложения остановиться к машине ЛАК подошел полицейский. Он указал на включенные противотуманные фары, что, по эстонским правилам, является нарушением. Впрочем, дело вовсе не в фарах, а в том, что с гостями из Латвии хочет поговорить представитель погранохраны. После этого полицейский ушел и больше не появлялся.

Дальнейшие переговоры проводил человек в форме эстонского пограничника. Первым делом он собрал паспорта задержанных. После идентификации личностей сообщил, что Иосиф Корен и Людмила Смирнова внесены в эстонский список невъездных и поэтому подлежат немедленному выдворению с территории страны. Без какого-либо решения суда. К парламентарию Бузаеву претензий не имелось.

После чего даме предложили пересесть в машину пограничников, так что латвийская группа воссоединилась только на родной территории. Не водящий машину Владимир Бузаев предпочел вернуться в Ригу. По словам Иосифа Корена, одновременно с машиной ЛАК через бывший контрольный пункт в Икла проехало несколько сотен машин. Точно определить время появления нужной машины было возможно только через телефонную прослушку.

Иосиф Корен и другие оказавшиеся в “черном списке” латвийцы собираются добиться от эстонских и латвийских властей ответов на два вопроса:

1. Имеется ли у эстонских или латвийских правоохранителей санкция на прослушивание телефонов общественников ЛАК?

2. На каком основании он и его товарищи были ограничены в правах, предоставленных международным соглашением о Шенгенской зоне?

Активисты ЛАК уверены, что, согласно нормам международного права, ограничения в правах могут касаться только участников экстремистских организаций, к каковым ЛАК отношения не имеет. Они приступили к юридическому оформлению жалобы.

Комментарий

*Решение за Европарламентом *

По словам эксперта по международному праву Бориса Цилевича, вопрос о пересечении границ включенных в “черный список” граждан и постоянных жителей стран ЕС полностью не урегулирован. С одной стороны, право на въезд в соответствующие страны устанавливается Шенгенским соглашением, то есть законодательством ЕС. То же законодательство ЕС запрещает любую дискриминацию, в том числе по принципу политических убеждений, причем человек имеет право оспорить любое решение власти в суде.

В международных отношениях признается существование разнообразных “черных списков”, из которых самый известный – Совета безопасности ООН. Формируется он “по заявкам” отдельных стран. Например, Иран считает, что некое лицо, как правило, противник правящего режима, поддерживает террористов. Совет безопасности без проверки включает его в список, обязательный к исполнению для всех стран ООН. Что означает для включенного замораживание банковских счетов, ограничение возможностей передвижения и иных свобод. Хотя эти лица никогда не представали перед судом. С точки зрения европейского понимания права, это нарушение прав человека.

Таким образом, проблема, с которой столкнулись активисты ЛАК, – это передний край дискуссии о современном понимании прав человека. Судя по всему, правительство Эстонии действует по принципу: куда конь копытом, туда и рак с клешней. То есть используют в своих целях прецеденты лишения прав без решения суда. Например, когда США под предлогом борьбы с терроризмом на базе в Гуантанамо годами удерживают людей без судебного решения. Латвийских антифашистов в подобном, слава богу, никто не обвиняет, но методы применяются те же самые. Когда обоснованием служат подозрения спецслужб, а не решение суда.

Уверен, что это дело должно быть рассмотрено в комитете по петициям Европарламента. Ведь речь идет о явном нарушении законодательства ЕС.


Написать комментарий