Арвидс Куцинс: «Слово «нет» произносить трудно" 1

Любопытно, что, получив депутатский мандат, политики крайне редко претендуют на должность исполнительного директора. В его ведении находятся коммунальные службы, самоуправленческие предприятия, заключение финансовых сделок до 10 тысяч латов и многое другое. А кому охота разбираться с дорогами, трубами, мусором, авариями и прочим?

Но наше интервью с исполнительным директором Арвидсом Куцинсом – неполитическое, мы пытаемся увидеть за должностью просто человека.

–Каким было начало вашего жизненного пути?

–Родился здесь, в Даугавпилсе. Отец работал в мебельном цехе в Гайке, мать – на ЗХВ. Окончил 12-ю среднюю школу, поступил в Елгавскую сельхозакадемии. Кстати, с Айварсом Пудансом, нынешним руководителем коммунального отдела Думы, мы одноклассники. Моя супруга тоже училась в этой же школе, только классом младше. Я не слишком-то городской человек, и с детства ощущал сильную связь с землей, всегда проводил много времени в деревне. Это обусловило мой выбор жизненного пути.

–Вы были “трудным” подростком? Доставляли проблемы учителям?

–Нет, не думаю. Разве что, помню, как мы с одноклассниками – как и все, наверное, школьники – пробовали курить. Другое дело, что мы закатывали в папиросную бумагу просто засушенные листья и пытались раскуривать (смеется). Мне, во всяком случае, хватило пары затяжек, чтобы понять, что курение – это не мое, за всю последующую жизнь разве что сигарет десять выкурил. Ну а во взрослую жизнь – вместе с выпуском 1981 года – я вышел с красным дипломом в кармане. Еще будучи студентом четвертого курса, женился. У нас был образцовый “студенческий” брак, когда пришлось бегать друг к другу по общежитиям (смеется). По обыкновению советского времени, было и направление на первую в моей жизни рабочую должность: главным инженером в колхоз “Зелтини” под Алуксне. Там я проработал до 85-го. Потом был более крупный колхоз на территории нынешней Дубненской волости. Там, собственно, живу и сейчас. В 1990 году меня выбрали председателем Дубненского сельского Совета. На словах звучит внушительно, но на самом деле под моим начальством состояли лишь секретарша, уборщица, библиотекарь и фельдшер (смеется). То был самый разгар “талонной” эпохи… А далее было участие в политическом движении “Мы – своему краю!”, председательство в местном районном Совете. Сейчас вот в Гордуме, исполнительным директором.

–Как бы вы охарактеризовали свой стиль руководства?

–Я не хочу, чтобы подчиненные меня боялись, но желаю, чтобы они относились ко мне уважительно. Поэтому я не считаю, что мое мнение непременно должно служить истиной в последней инстанции. Если точка зрения кого-то из моих подчиненных выглядит более обоснованно, то я не стану настаивать на своем. И уж, во всяком случае, я только приветствую равноправный обмен мнениями, поскольку окончательная истина складывается из тех нюансов, которые одному учесть невозможно. Очень трудно научиться произносить, если необходимо, слово “нет!” Многие пытаются избегать этого слова, виляют хвостом, как только могут и, в итоге, зарабатывают себе репутацию “ни рыбы, ни мяса”. Я это слово произносить научился. Еще нужно уметь, при необходимости, идти на обоснованный риск, развивать интуицию.

–Как складывается обычный день исполнительного директора?

–В 7 утра выезд из дома, через полчаса я здесь, на месте. Тут же наваливается самая разная текучка: встречи, совещания, конкурсы. Огромное количество необходимейшей работы, которая для некоторых людей, убежденных, что все идет как бы само по себе, остается невидимой. Горожане, шагающие по отремонтированным тротуарам при свете новых уличных ламп, иногда даже не задумываются, что это работа целой команды работников самоуправления, а организационная деятельность отнюдь не является самой легкой разновидностью этого труда (вздыхает). А дома я бываю, в лучшем случае, только в половине седьмого вечера. Впрочем, я давно уже привык.

–Ну хоть отпуск, наверное, позволяет расслабиться?

–Когда такое случается, то я просто посвящаю все время, с 6 утра до 12 вечера, физическому труду в своем крестьянском хозяйстве – лучшего отдыха я не знаю. Это благотворно воздействует на здоровье, жизненный тонус, помогает ликвидировать проблемы с избыточным весом. Лежать и греться на солнышке – это не по мне. Какой интерес в поворотах с боку на бок?!

–Какое-нибудь увлечение, не связанное с работой, у вас имеется?

–Мое хобби осталось еще со времен работы в колхозе – обожаю разное “железо”. “Железом” в данном случае я называю различную сельскохозяйственную технику – трактора и все прочее. Очень интересуюсь техническими новинками, о которых узнаю в прессе, от коллег; люблю посещать соответствующие выставки. Нередко можно увидеть какую-нибудь модель, которая заставит остановиться в немом восхищении – ведь некоторые трактора сейчас напичканы электроникой покруче любого “Мерседеса”! А вот автолюбительство мне, в отличие от многих, как раз совершенно не присуще. Есть, разумеется, автомобиль, но для меня он лишь средство передвижения и не более. Еще раньше любил рыбалку, а потом, когда начал строить дом, пришлось это дело забросить из-за недостатка времени – а потом я к нему как-то остыл. Мои бывшие любимые места сейчас перехватил брат, он заядлый рыболов (смеется). Свой дом, кстати, выстроил собственными руками.

–А ваша супруга и дети чем занимаются?

–Жена работает землеустроителем волости. Старшие дети живут в Риге, работают; младший учится в РТУ. Помимо людей, у нас дома еще живут собака, кошка и поросенок (смеется). Вообще не могу понять тех, кто, проживая на селе, не держат дома животных.

–Говорят, что ни один уважающий себя латгальский крестьянин без своего пива не обходится.

–Да, пиво уважаю. Наверное, это наследственное, ведь мой дед и отец занимались пивоварением. Причем меня не столько интересует количество градусов, сколько вкус. Напиток должен быть как можно более натуральным, всяческие добавки могут только испортить качество. Из отечественных более предпочитаю светлые сорта, хотя есть и вполне приемлемое темное пиво – заграничное.

–Ну а чем, по-вашему, горожане отличаются, в основном, от селян?

–Горожане более требовательны, хотя их требования к жизни и окружающим не всегда обоснованны. Деревенский человек больше привык свои проблемы решать самостоятельно.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

12.03.2008 , 16:03

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий

К сведению автора статьи - депутат не имеет права быть исполнительным директором, закон запрещает