Крестьяне грозят забастовками 2

Хозяйства Даугавпилсского района еле сводят концы с концами, в страхе ожидая очередного снижения закупочных цен на молоко. Согласно данным опроса, проведенного газетой "СейЧас" среди представителей крестьянских хозяйств, себестоимость одного литра молока в данный момент составляет 21-22 сантима. Переработчики молока хотят закупать продукт по 17 сантимов за литр. Что при таком раскладе грозит сельскому хозяйству и, в частности, молочной отрасли? Крестьяне в ответе на этот вопрос единодушны - банкротство.

К слову сказать, закупочная цена на молоко в Латвии и так является одной из самых низких в ЕС, а стоимость расфасованного продукта на магазинных полках – одной из самых высоких в Европе. Такие чудеса рыночной экономики могут происходить, наверное, только в Латвии. А переменчивая, как ветер в мае, позиция по этому вопросу министра земледелия Мартиньша Розе ничего, кроме удивления, не вызывает. То он призывает крестьян заняться другими видами сельскохозяйственной деятельности (якобы рынок перенасыщен), то предлагает торговать молоком напрямую, не сдавая его переработчикам, то судорожно пытается изыскать средства на внеплановые госдотации молочникам, чтобы хоть как-то усмирить их разыгравшийся пыл. Что по этому поводу думают сами молочники, в частности, крестьяне Даугавпилсского района, решила узнать газета “СейЧас”.

БАЛАНСИРУЮТ НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ

Местные производители молока, как мелкие, так и крупные, на вопрос о сегодняшней ситуации в молочной отрасли сначала тяжело вздыхают. Потом следует краткая характеристика происходящего, как правило, отрицательная: “ничего хорошего”, “сплошное безобразие”, “ужас, что творится”. Вот в таких настроениях и вынужден развиваться молочный бизнес и в Латгалии, и по всей стране.

Кто же виноват в таком положении дел? Европа? Да, вполне вероятно. Именно вступление Латвии в Евросоюз стало причиной спешной модернизации всего сельскохозяйственного производства. Крестьянам пообещали дотации, всестороннюю помощь в развитии и расширение рынка сбыта. Люди, боясь остаться не у дел по причине несоответствия евростандартам, брали кредиты и “подгоняли” свои фермы под общие нормы.

Кредиты, естественно, были взяты на десятки лет, и платежи по ним растут практически ежемесячно благодаря неустанно стремящимся к новым высотам банковским процентным ставкам. Теперь, чтобы получать реальную прибыль, доброй части хозяйств мало того, что надо “отбить” себестоимость произведенного молока, так еще и на платеж по кредиту заработать. Но пару лет назад крестьяне этого не боялись: Евросоюз же не даст сникнуть…

Что мы имеем на сегодняшний день? “Дотации, которые нам платят, ничтожны”, – говорит Василий Ворфоломеев из хозяйства “Микеланы”. Хозяйства сдают молоко переработчикам по той цене, которую называют последние. Не сдашь комбинату по этой цене – не сдашь вообще.
До последнего времени закупочные цены росли, что мы четко наблюдали и в магазинах. На их постоянный рост и рассчитывали молочники, бравшие на себя долговые обязательства. Но вот в вопрос вмешался министр земледелия М.Розе, и цены стали падать. Несущественно – на полсантима, на сантим. Для потребителя почти незаметно, но для фермы, производящей ежемесячно, например, по 15 тонн молока, это играет существенную роль.

В последнюю неделю апреля молокоперерабатывающие комбинаты так и вовсе повергли крупных производителей молока в шок, разослав им письма о том, что впредь их продукт будет закупаться по 17 сантимов за литр. Латгальские фермы в большинстве своем такого предупреждения пока не получали, но цена, по которой они сдают молоко, в последние месяцы падает и на данный момент достигла в среднем 24 сантима за литр. Дальнейшее снижение, хоть на сантим, будет означать для многих балансирование на грани выживания. Цена в 17 сантимов является для них неприемлемой.

НОСТАЛЬГИРУЮТ ПО УЛЬМАНИСУ

Если крупные фермы страдают от каждого понижения цен, которое, в силу больших объемов производства, мигом отражается на их рентабельности, то мелкие хозяйства так и вовсе давно пребывают в депрессивном состоянии. Об их судьбе нам также поведал В.Ворфоломеев: “У меня сравнительно небольшое хозяйство, но я сам в нем и техник, и механик, и зооинженер, и ветеринар. Мне в этом смысле повезло, но представьте хозяйство на 10 коров, которому надо заплатить всем этим специалистам. Я много езжу по округе, помогаю людям. Так вот, я наблюдаю, что крестьяне уже вспоминают времена Ульманиса как самые хорошие в их жизни. Я сам помню времена СССР, когда крестьяне чувствовали защиту государства. О наших доходах всегда заботились, присматривали, чтобы они росли не медленнее инфляции. Сейчас о нас не забывает разве что только Служба госдоходов. Развитие сельского хозяйства пущено на самотек”.

Вот и получается, что живем мы в продвинутой Европе, а некоторые отрасли экономики развиваются хуже, чем при обруганной латвийскими политиками советской власти. Но, естественно, не только Европа виновата в упадке сельского хозяйства, от нашего государства тоже многое зависит. И если Василий из “Микеланы” надеется только на себя, то, например, Александра из хозяйства “Межвиди” Таборской волости еще ждет от государства оперативного вмешательства в ситуацию и реальной материальной поддержки молочникам. “Если бы государство дотировало хозяйства определенной суммой, скажем, за каждый произведенный литр молока, то мы могли бы улучшить условия содержания и кормления коров, а это стало бы причиной повышения производительности. Тогда не надо было бы ввозить литовское молоко, мы бы полностью обеспечивали местный рынок”, – рассуждает Александра.

Но, видимо, у государства другие планы. Кстати, какие именно, в последнее время понять сложно, так как министр земледелия время от времени высказывает диаметрально противоположные взгляды и видимые им варианты развития ситуации. В ответ на его последнее предложение производителям молока игнорировать переработчиков и продавать свой продукт напрямую потребителю латгальские фермеры реагируют с иронией.

“Сразу видно, что министр сам никогда не работал в сельском хозяйстве и не знает, что к чему, – говорит Зоя Пуцка из хозяйства “Дубэзерс”, – продать на рынке 100 или 200 литров молока еще реально, но что делать с несколькими тоннами скоропортящегося продукта?".

“Взять и начать продавать никто не сможет, – продолжает мысль Зои Александра из “Межвиди”, – У каждого хозяйства есть квоты на поставку молока заводам. Но сначала нужно получить другие квоты – на продажу, иначе – штраф".

ХОЗЯЙСТВА ТРЕБУЮТ 6 МИЛЛИОНОВ

К своим прямым потребителям – молокоперерабатывающим предприятиям – крестьяне относятся по-разному.

Василий из субатского хозяйства считает действия молкомбинатов нечестными: “Они строят свой бизнес, как хотят, а нам приходится подстраиваться. Цены в магазинах только растут, а нам больше не платят”.

Александра из Таборе к своему закупщику – Прейльскому комбинату – относится с пониманием: “Мы их понимаем, у них тоже растут издержки. В данной ситуации надежда только на правительство: пусть министр думает, как спасти отрасль”.

Как бы то ни было, крестьяне просят власти всерьез вмешаться в их сотрудничество с молзаводами – другого пути урегулирования производители уже не видят. В частности, многие крестьянские хозяйства Латвии грозят забастовками, если до 15 мая не будут приняты конкретные меры. Протесты могут выражаться в том, что молоко переработчикам продавать не будут.

Однако опрошенные газетой “СейЧас” фермы Даугавпилсского района к таким акциям протеста в основном относятся скептически: не сливать же молоко в канаву. Если они не сдадут его комбинатам, то оно пропадет, лишив крестьян хоть какой-то выручки. Но, например, Зоя Пуцка из Илуксте выразила принципиальное согласие участвовать в такой акции протеста: надо наконец проучить правительство.

На стабилизацию ситуации крестьяне страны требуют от государства 6 миллионов латов в виде дополнительных субсидий.  Мартиньш Розе до последнего момента уверял, что в бюджете лишних денег нет. Но поиски средств в течение нескольких дней уже дали первый положительный результат: министерство земледелия распространило информацию о том, что 2,5 миллиона в бюджете уже найдено. Более того, разработано несколько вариантов содействия развитию крестьянских хозяйств, которые уже переданы на рассмотрение молочников. Начало положено, но, как заявила газете “СейЧас” Зоя Пуцка, крестьяне намерены биться до победы: “Двух с половиной миллионов не хватит, нужны как минимум заявленные ранее шесть”.

А пока поиски денег продолжаются, М.Розе призывает потребителей покупать молоко не в магазинах, а напрямую у крестьян, тем самым выказывая недовольство ценовой политикой молкомбинатов. Но только какой прок от этого крупным фермам, которые просто физически не смогут доставить всю свою продукцию до ближайшего рынка и уж тем более ее реализовать? Или как данная мера поможет маленьким хозяйствам Даугавпилсского района, находящимся от городского рынка на расстоянии 150 километров? Ответы на эти вопросы, очевидно, знает только сам господин Розе, а местные молокопроизводители тем временем продолжают искать пути банального сведения “дебета с кредитом”.

Остается пожелать им удачи и упорства в этом нелегком деле.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

08.05.2008 , 16:40

"Сейчас"


Написать комментарий

Информушка ,подобная этой, 2-3 недели назад была в и-нете.Стыдно передирать чужое!

Арефий Жилунович: Информушка ,подобная этой, 2-3 недели назад была в и-нете.Стыдно передирать чужое!

nu esli o podobnom,tak voobsche pisat ne stoit,potomu kak kazhduju temu vse gazeti i drugie informacionnie istochniki po 10 raz peremivajut.zachem bilo pro malchika 16 let obratno propavshego pisat,ved podobnie stati ne to chto v nete bili,a vo vseh izdanijah

Написать комментарий