Рынок сдает позиции маркетам 1

Посещение продуктового рынка еще несколько лет назад доставляло большинству горожан удовольствие. Тут и продукты дешевле прикупить можно было, и встретить старого знакомого, и услышать хорошую шутку.

Теперь все по-другому. Центральный рынок, несмотря на отстроенные апартаменты, пустеет. Продавцов с напряженными лицами в иные дни здесь больше, чем покупателей. Народ сейчас предпочитает крупные супермаркеты, где и широкий выбор товара, и постоянно проходят акции.

Местный огурчик в притеснении

Овощные прилавки на центральном рынке заполнены до отказа. Воздух буквально пропитан ароматом польской и греческой клубники. Цены на ягоду разнятся от 2 до 1,60 лата за килограмм. При этом продавцы охотно идут покупателю на уступки, пытаясь реализовать скоропортящийся продукт как можно быстрее. А вот местной клубники на рынке пока нет — говорят, рановато.

Местные огурчики, судя по количеству продавцов, нынче растут неплохо. Цена на них сейчас колеблется в пределах 1,10-1,50 лата за килограмм. Владельцев теплиц она явно не устраивает, но конкуренты, заполонившие рынок более дешевыми импортными огурцами, выбора не оставляют.

По словам представителя тепличного хозяйства “Риекстини” Лауцесской волости Леона Вансовича, затраты на выращивание огурцов и помидоров по сравнению с прошлогодними возросли в 1,5 раза. Ведь чтобы эти овощи плодоносили, им в равной мере необходимы тепло и свет. А по-настоящему солнечных дней нынешней весной выдалось совсем немного. “Подсвечивать” огурцам приходилось постоянно, а в какую копейку сейчас обходится электроэнергия — известно всем.

Первый урожай помидор Вансовичи продавали по 5 латов за кило, сейчас цену снизили практически вдвое. Причина та же: привозные томаты в буквальном смысле вытесняют с рынка местные.

“В свое тепличное хозяйство наша семья вложила большой труд, отдачи пока не дождались. Выживаем, как можем — ничего другого не остается. И помощи, судя по всему, ждать неоткуда. Ни европейских, ни государственных субсидий наше хозяйство не получило, да и никто не обещает”, — тяжело вздыхает Леон.

Горожан крестьяне не балуют

В павильоне, где торгуют, молочными продуктами — покупателей не густо. Прилавки с продукцией АО “Латгалес пиенс” зазывают акциями. Стоимость “Российского”, “Голландского” и “Баусского” сыров в эти дснижена производителем на 0,60 лата за кило. Для большинства покупателей это существенно, ведь цены на молоко, масло и сыр у нас — в числе самых высоких в Европе.

Но вот частников, торгующих своей молочной продукцией на даугавпилсском центральном рынке, раз-два и обчелся. Некоторое оживление наступает лишь по средам и субботам. За крестьянским молоком по 40 сантимов за литр и творогом по 1,60 лата за кило, иногда даже выстраивается очередь.

Но, как уже говорилось, лишь единицы крестьян спешат со своей продукцией на рынок. Какой смысл? Хлопот предостаточно, а большую часть полученной прибыли съедает плата за аренду торгового места.

Не ровен час, городские жители вообще забудут вкус цельного молока. Латгальские крестьяне, державшие раньше по 2-3 буренки, сейчас вынуждены сокращать их количество до одной. Те условия, в которые они сегодня поставлены Евросоюзом, иначе, как “демократическим геноцидом” и не назовешь. Крестьян, реализующих молоко через комбинаты, евростандарты вынуждают на нешуточные траты. Так называемая молочная кухня, где идет процесс охлаждения молока, окупает себя достаточно долго. Между тем закупочная цена на молоко уже упала с 19 до 17 сантимов за литр. Стоимость солярки продолжает устанавливать рекорды, а обещанные государством субсидии остаются смехотворными — 2, 5 млн. латов.

Латвийские крестьяне, как известно, в очередной раз требуют отставки Министра земледелия Мартиньша Розе, ссылаясь на то, интересы литовских и эстонских производителей защищены куда более надежно.

К слову, на днях наше Министерство финансов заявило о том, что не поддерживает предложения о снижении акцизного налога на добавленную стоимость (НДС) на молоко и увеличении возврата крестьянам налога на горючее. Минфин считает, что это не приведет к снижению цен на молочную продукцию, поскольку их все равно будут удерживать торговцы, а вот бюджет пострадает.

Продавцы мяса в шоке

Продавцы мясного павильона в один голос утверждают, что теперешняя торговля на рынке не приносит ничего, кроме головной боли. Закупочная цена на свинину и говядину в нынешнем году увеличилась, а сбывать мясо нередко приходится по закупочной цене, а то и ниже. Причина очевидна: нет покупательского спроса.

Продавщица Татьяна сегодня вынуждена была продавать оставшуюся баранину по лату за килограмм, хотя закупала ее по 2,80 лата. А что остается делать, если за несколько дней не продала и половины имеющегося мяса? Что тут говорить, если спросом не пользуется даже телятина, которая в прежние времена раскупалась моментально!

Да и контактировать с покупателем становится все труднее и труднее. Иные, торгуясь за 10 сантимов, наговорят такого, что надо долго приходить в себя. Людей, конечно, понять можно — особенно пенсионеров с их доходами. “Но винить-то нужно не нас, а правителей, которые довели страну до такого уровня инфляции”, — рассуждает Татьяна.

А кто поймет продавца? За аренду витрины шириной чуть более 2 метров ежедневно приходится выкладывать по 13,20 лата. Плюс плата за электроэнергию, за аренду холодильника… Татьяна, кажется, уже устала загибать пальцы.

К сожалению, права она и в том, что реализацией местного крестьянского продукта сегодня заниматься неинтересно. Куда выгоднее сбывать большими партиями сравнительно дешевые импортные продукты. Кого волнует, что среди этих продуктов могут оказаться и генетически модефицированные, угрожающие здоровью людей?
“Наша Газета”

05.06.2008 , 16:24

"Наша Газета"


Написать комментарий

Валя Сырица, молодец, хорошую статью написала. Так держать!