Лоскутова отправили по этапу. В Сейм!

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Вчера Кабинет министров на внеочередном заседании принял решение рекомендовать Сейму освободить начальника Бюро по предупреждению и борьбе с коррупцией Алексея Лоскутова от занимаемой должности.

Тем самым завершился очередной этап “дела Лоскутова”. Но до финала еще далеко. Министры приняли это суровое постановление на основании заключения комиссии, изучавшей соответствие Лоскутова занимаемой должности – в связи с исчезновением из бюро примерно 137 тысяч латов. Заключение не является секретным документом, и каждый желающий сможет познакомиться с ним в интернете.

А вчера на заседании правительства с основными выводами комиссии министров познакомил председатель комиссии генеральный прокурор Янис Майзитис. Он подчеркнул, что комиссия не ставила своей задачей оценивать всю деятельность бюро, были проанализированы лишь нарушения, связанные с пропажей денег из сейфа. Майзитис напомнил, что первая комиссия, сформированная в связи с оценкой деятельности Лоскутова еще в сентябре 2007 года, констатировала нарушения в бюро. Но административное наказание за эти нарушения Лоскутов сейчас юридически оспаривает.

По мнению прокурора, Лоскутов как руководитель учреждения мог выбрать самые разнообразные формы контроля за работой сотрудников и проверки их работы. Решение комиссии было единогласным, отметил Майзитис.

Обсуждение вопроса было кратким, прокурору было задано несколько уточняющих вопросов. Обратившийся к министрам  Алексей Лоскутов опроверг все упреки в свой адрес и подчеркнул, что не согласен с заключением комиссии. Он отметил, что получил перечисление констатированных комиссией нарушений только вечером во вторник и у него было недостаточно времени для подготовки контраргументов. Лоскутов не согласен и с тем, что в бюро не было механизма внутреннего контроля.

Правительство приняло решение об отстранении Лоскутова также практически единогласно. Возражал только министр по освоению средств Евросоюза тевземец Нормундс Брокс. Он заявил, что не считает, что единственным наказанием для начальника бюро является отставка. Брокс предложил вынести Лоскутову выговор. Но его инициатива отклика у коллег не получила.

Было решено рекомендовать Сейму отстранить Лоскутова. Заседание по вопросу о Лоскутове может состояться 3 июля. Пока никаких сюрпризов не ожидается – все правящие партии подтвердили свою решимость отстранить Лоскутова.

- Было бы смешным и жалким, если бы шеф Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией сохранил должность, – заявил глава комиссии Сейма по национальной безопасности Дзинтарс Яунджейкарс.

После заседания правительства генеральный прокурор Янис Майзитис и руководитель Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Алексей Лоскутов ответили на вопросы журналистов

Янис Майзитис: “Он сделал не все, что надо было”

- Господин Майзитис, в чем заключаются нарушения Лоскутова?

- Лоскутов как руководитель учреждения делал не все для того, чтобы в учреждении был создан надежный контроль за хранением вещественных доказательств, за тем, как они учитываются, за тем, кто за что отвечает. Господин Лоскутов в своих ответах сам себе противоречит. Если есть отдел, находящийся в его подчинении, – кто контролирует руководителя этого отдела? Где нормативные акты? Лоскутов говорит, что он не должен издавать внутренние нормативные акты.

Но мнение прокуратуры и мое личное таково: в каждом учреждении нужны дополнительные инструкции. Как мне известно, эти инструкции есть во всех следственных учреждениях. В том числе и в прокуратуре – чтобы каждый следователь знал, как он должен поступать с вещественными доказательствами и деньгами в том числе.

- Почему по отношению к Лоскутову нельзя было применить другое дисциплинарное наказание?

- Этот вопрос не решен не только в отношении Лоскутова, но и в отношении всех должностных лиц, назначенных Сеймом, но находящихся под надзором исполнительной власти. Это юридический вопрос: может ли Кабинет министров и руководитель правительства наказывать руководителя Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией?

- Если бы было можно применить по отношению к Лоскутову другое наказание, вы бы все равно рекомендовали отстранить его от занимаемой должности?

- Этот вопрос мне задавали уже после того, как свое заключение представила первая комиссия. Уже тогда мы констатировали, что в бюро не все в порядке с системой контроля за оперативными средствами. И существуют определенные риски.

Если к Лоскутову в тот момент можно было применить дисциплинарное наказание, не связанное с освобождением от должности, то, на мой взгляд, это был бы именно тот случай. Тогда он заслужил бы выговор или какое-то другое наказание. Но это уже второй раз. У него было много времени, чтобы что-то сделать для улучшения системы, для создания дополнительных механизмов контроля. Руководитель имеет полное право это делать, более того – он должен это делать.

Алексей Лоскутов: “Буду руководить столько, сколько будет суждено…”

- Господин Лоскутов, как вы оцениваете заключение комиссии?

- В задании, которое правительство дало комиссии, не было сказано, что она должна оценивать. Комиссия сама выбрала вопросы, которые она оценивала.

Меня немного удивило, что комиссия оценивала нарушения руководителя бюро, в результате которых произошло присвоение денег. Заключение является публичным, и когда вы его прочтете, вы убедитесь, что связи между моими нарушениями и присвоением денег нет.

- Все время говорят о нарушениях, констатированных первой комиссией…

- Заключение первой комиссии касалось финансирования оперативной работы, и заключение Госконтроля посвящено этому. И когда я снова приступил к выполнению своих обязанностей, я уделил самое большое внимание тому, чтобы привести в порядок сферу, связанную с оперативными средствами.

- Решение о вашем отстранении является политическим?

- Комиссия представила юридическую оценку, с которой я не согласен. А правительство приняло политическое решение.

- Что вы будете делать дальше?

- Буду думать о том, насколько была нарушена вся процедура. И, скорее всего, использую средства для правовой защиты.

- Не кажется ли вам, что все происходящее бросает тень на деятельность бюро? И что вам надо подать в отставку?

- Тень бросает политическая суета вокруг преступного действия, совершенного в бюро. Если бы я был уверен, что назначение нового руководителя бюро будет демократичным и честным, я бы ушел. Но такой уверенности у меня нет. Я буду руководить бюро столько, сколько мне будет суждено…


Написать комментарий