Эдгарс Заланс: «Народная партия не бросается из стороны в сторону!»

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Гостем передачи "На троих" на радио Baltkom, которую ведут главный редактор газеты "Час" Ксения Загоровская и политолог Андрей Воронцов, был министр по делам регионального развития и самоуправлений Эдгарс Заланс.

Кому нужно это министерство?

- Господин Заланс, сейчас в рамках провозглашенного премьер-министром Иварсом Годманисом режима бережливости много говорят о необходимости экономить в государственном секторе и о том, что можно легко сократить несколько министерств – и ваше в том числе. Вы готовы к этому?

- Министерство по делам регионального развития и самоуправлений было создано в 2003 году, и все те функции, которые оно выполняет сейчас, раньше были раскиданы по другим министерствам.

- И чем это было плохо?

- Тем, что не было единого подхода. Региональное развитие и самоуправления очень тесно связаны между собой. И, кстати, бывший министр по делам регионального развития и самоуправлений Айгарс Штокенбергс сегодня говорит не о ликвидации министерства, а о его объединении с министерствами сообщения и экономики. Если будет проводиться реформа правительства, тогда и будем смотреть… А пока, мне кажется, обсуждать этот вопрос не стоит.

- Чем занимается ваше министерство?

- Если коротко, то один блок – это контроль за самоуправлениями. Второй – реформа самоуправлений. Надеюсь, что к следующим муниципальным выборам мы придем к более эффективному управлению на местном уровне. И третий блок – это работа над долгосрочным планом развития государства, его стратегией. Весной проходили бурные дискуссии на эту тему, думаю, что осенью представим правительству свой вариант такого плана.

- А вы можете назвать конкретные примеры принятых министерством важных решений?

- Приведу только два из них. По нашему предложению Сейм внес поправки в закон об охраняемых территориях. В соответствии со старой редакцией около 30 процентов территории Латвии могут быть затоплены, и, следовательно, на этих землях запрещено строительство. Это были очень нужные поправки, иначе мы бы фактически остановили развитие всех городов, построенных на берегах рек.

- Недавно вы распустили совет Кекавской волости. Как-то странно получается: люди выбирают депутатов, а вы, чиновники, их распускаете по домам…

- Распустил совет Кекавской волости не я, министр Эдгарс Заланс, а Сейм Латвии. Министерство только предложило данный законопроект. С подобной инициативой я выступил впервые, и, поверьте, мне это не доставило никакого удовольствия. Но ситуация была безвыходной. В Кекавской волости не защищались ни права местных жителей, ни права инвесторов. И я считаю, что сложившаяся в Кекаве ситуация еще повлечет за собой тяжелые последствия. Там в массовом порядке разрешалось делать то, что нельзя было делать в соответствии с детальным планированием. А детальное планирование – это местный закон.

Кому выгодна реформа?

- Наверное, многие жители Латвии до сих пор так и не поняли смысла реформы самоуправлений. Вы можете коротко объяснить ее суть?

- Если коротко, то уменьшится число самоуправлений – сейчас у нас 525 самоуправлений, останется чуть более ста.

- Многие говорят, что эта реформа проводится в интересах Народной партии, которая в ее итоге получит серьезные преимущества…

- Это не так. Более того: я прогнозирую, что после реформы максимальный риск потерять нынешние позиции существует как раз для Народной партии. Мировой опыт показывает, что те министры и те партии, которые проводят в жизнь реформу самоуправлений, теряют голоса избирателей. И только в долгосрочной перспективе, когда новая система начинает работать, все возвращается на прежние позиции.

Не думаю, что Народная партия что-то сможет выиграть автоматически. А постоянно повторять подобные домыслы выгодно тем, кто выступает против реформы. Эти силы стараются внести в реформу политический контекст. Сейчас мэры многих городов, главы районных самоуправлений представляют Народную партию. Но идея реформы состоит в объединении города и района. И в первые годы в рамках новой административной территории будет проводиться политика выравнивания. И кто при этом потеряет? Наверное, города. Так что политически мы, Народная партия, очень рискуем, но реформа самоуправлений слишком затянулась, и, оценивая ситуацию с государственной точки зрения, в этом вопросе пора ставить точку.

- Ряд самоуправлений обратились в Конституционный суд с жалобой на территориальную реформу. Что будет, если суд примет решение в их пользу?

- Заявление в Конституционный суд подали менее десяти процентов всех латвийских самоуправлений. Будем ждать решения. Если Конституционный суд решит, что конкретные волости и после реформы смогут жить независимо, думаю, что перспективы у жителей этих волостей будут довольно печальными… Если же будет оспорена вся реформа, то ситуация опять зависнет.

- А почему входящий в правительственную коалицию Союз зеленых и крестьян является таким противником реформы?

- Они надавали слишком много обещаний в маленьких самоуправлениях. И сегодня им трудно от этих обещаний отступать. Реформа самоуправлений – это всегда компромисс между государственным и локальным мышлением. И карта Латвии с примерно ста самоуправлениями – это именно такой компромисс. Если бы мы исходили из государственного мышления, у нас было бы 26 самоуправлений. Не больше.

Нужна ли русским Народная партия?

- Вы представляете Народную партию, которая определяет себя как национально-консервативная политическая организация. Скажите, что бы вы сказали русским избирателям, призывая их голосовать именно за Народную партию?

- Да, Народная партия является национально-консервативной, но не всегда надо смотреть на национальность. Мы – партия, которая работает на латвийское государство. Мы строго придерживаемся определенной линии, не кидаемся из стороны в сторону и можем гарантировать стабильную государственную политику. Проблема в том, что сейчас у нас в Сейме нет четко выраженного большинства. И не так просто отстаивать собственную позицию. А события прошлой осени показали, что общество можно очень легко эмоционально повернуть туда, куда надо. Плохо, что сегодня доминирует состояние недоверия к выбранной власти.

- После того как основатель Народной партии Андрис Шкеле ушел в тень, ситуация в партии изменилась?

- Андрис Шкеле ушел в тень и снова вернулся. Сегодня он входит в правление Народной партии и высказывает на заседаниях правления свое мнение. Это позитивно. В декабре, когда решался вопрос о новом премьере, мне журналисты задавали вопросы только о Шкеле. И я тогда сказал, что он должен вернуться.

- Как вы думаете, может ли Шкеле снова стать премьер-министром? Помните огромные плакаты с портретом Шкеле и надписью: “Я вернулся, чтобы работать!”?

- Это зависит только от решения самого Шкеле. Но я ничего подобного не слышал.

- Многие убеждены, что партия Айгарса Штокенбергса – это своеобразный запасной аэродром Народной партии на случай поражения на выборах.

- Нет, это не так!

- Вы как министр по делам самоуправлений видите проблему в предоставлении негражданам права голоса на выборах самоуправлений?

- Наверное, я многих обижу, но отвечу так: тот, кто хочет стать полноправным гражданином, должен натурализоваться.


Написать комментарий