Чиновников дешевле прокормить, чем разогнать

На 100 млн. латов вырастут во втором полугодии государственные расходы. Их потребуют дотации на общественный транспорт, увеличение пенсий и помощь крестьянам. При этом дополнительных поступлений в госказну не предвидится. Откуда брать деньги?

Правительство Ивара Годманиса рискнуло поднять руку на бюрократию: сначала министерствам предложили урезать расходы на 6%, а теперь потребовали избавиться от 5% рабочих мест. Можно было бы только порадоваться такому почину. Однако специалисты советуют не спешить. По их подсчетам, непродуманность реформы вместо экономии средств приведет… к росту бюджетных расходов, пишет “Телеграф”.

Эпопея с экономией началась с того, что правительство попросило министерства сократить свои бюджеты на 6%. Как и следовало ожидать, с поставленной задачей справились немногие. Минздрав, по словам его пресс-секретаря Эгиты Поле, смог поджаться лишь на полтора миллиона. “Если бы мы отказались от всех девяти миллионов (что составляет требуемые 6%), то к концу года нам пришлось бы закрыть все больницы”, — сказала собеседница Телеграфа. Сэкономить решили на административных расходах, в том числе на ликвидации 165 (!) вакантных рабочих мест.

А вот в Минобороны, по словам пресс-секретаря Айриса Риквейлиса, бюджет скромнее, так что отказаться удалось всего от 204 тысяч, но это уже 5%. Но и тут дотянуть до положенной цифры не получилось.

В Министерстве культуры даже не знают, выполнили ли они указания правительства. По словам пресс-секретаря Кристине Звирбуле, расходы сокращаются на 1 131 833. А сколько это в процентах, она пока не знает. “Сейчас мы не может назвать конкретный процент, так как уточняется методика, по которой его необходимо считать”, — сообщила Телеграфу Звирбуле.

Но есть и “отличники”. Так, Министерство образования и науки с заданием справилось. По словам пресс-секретаря Даце Янсоне, министерство сократит расходы именно на 6%, а это 6,5 млн. латов. Позитивных результатов добились Минфин и Минэкономики: как-никак, считать деньги — их работа. Минэкономики смог поджать расходы на 4,5 миллиона (то есть около 6%), а Минфин — сэкономил даже немного больше 6% — 6,8 млн. латов (в основном за счет экономии на строительстве погранично-контрольного пункта в Терехово).

В общем и целом совместными усилиями министерствам удалось добиться годового бюджета с профицитом. И это при увеличении расходов на пенсии, транспорт и крестьян. Таким образом, Латвия закончит год с остатком в 8 млн. латов (полпроцента от ВВП).

Однако даже такие результаты Ивара Годманиса не удовлетворили, и на заседании 1 июля правительство предложило чиновникам сократить еще и рабочие места. Правда, министр экономики Каспар Герхардс уточнил: в этом году мы пользы от этой меры не почувствуем, оценим ее лишь в следующем.

Сколько стоят мертвые души

В среде госслужащих началась легкая паника — никто не знает, сколько человек и по какому принципу будет уволено. Служивые люди ищут способы спасения — то ли немедленно уходить в декрет, то ли на бюллетени. А министры тем временем взяли под козырек. Так, глава МВД Марек Сеглиньш заявил, что в среде его подчиненных процветает пассивность и безответственность, поэтому сокращения неизбежны. Министр экономики Каспар Герхардс также высказал готовность сократить рабочие места на все 5%.

В это же время эксперты пытаются подсчитать пользу от этих новаций. Они обращают внимание на то, что именно сейчас на рассмотрении парламента находятся поправки к Закону о государственной гражданской службе. Они подразумевают, что выходное пособие для чиновников увеличивается с одной до четырех ежемесячных зарплат! Получается: сколько бы бюджетных мест ни сократилось и какая бы ни была от этого экономия, огромные суммы все равно придется отдать тем же чиновникам, только они за них еще и работать не будут.

Госконтролер Ингуна Судраба считает совпадение таких процессов по крайней мере странным. “Конечно, они противоречат друг другу, — говорит она Телеграфу. — Как бы не получилось так, что чиновники постоянно начнут менять работу, пару месяцев поработал, ушел с компенсацией, и опять по новой”. С ней согласен и глава Госуправления гражданской службой Марис Скудра. “Эти поправки находятся в разработке уже полтора года, и изначально они не были связаны с сокращениями, однако в общем ситуация получается именно такая, — говорит он Телеграфу. — Я думаю, что увольнения не решат наши проблемы еще и потому, что люди встанут на биржу и государство должно будет платить им пособия. К тому же государство потеряет деньги, вложенные в обучение”.

Вакансии — это премии

По словам Мариса Скудры, самым разумным было бы сократить вакансии. “На 115 госучреждений приходится 5% вакантных мест работников и еще 8% чиновников. Сначала надо сократить их, а потому уже думать, что делать дальше”, — говорит Теле-графу г-н Скудра. С ним согласен и депутат Сейма  Юрий Соколовский. “В министерствах существуют так называемые кубышки, когда на бумаге должность существует, а в реальности — нет. Вот отсюда и надо начинать резать”, — сказал он. И добавил: “Если только у нас и начнут сокращать госслужащих, то скорее не малоэффективных, а тех, кто мешает”.

Как выяснил Телеграф, такие опасения вполне обоснованны: несмотря на то, что сокращение вакансий является очевидным выходом из ситуации, на это пока не решился никто. Опрошенные Телеграфом ответственные лица все как один обещают представить свое решение к середине августа. Что касается самих вакантных мест, то их количество в каждом министерстве колеблется от трех до нескольких десятков, а если учитывать и подведомственные им учреждения, то и до нескольких сотен.

Однако эксперты опасаются, что вакансии не исчезнут даже после урезания штатных мест. Иначе чиновники потеряют огромные суммы. “Эти деньги уходят на огромные премии”, — уверяет Телеграф Ингуна Судраба. А так как Кабинет министров не дал четкого указания сокращать именно вакантные рабочие места, то у чиновников появилось большое поле для фантазии.

А качество где?

“У нас все говорят о сокращении количества, забывая о повышении качества, — недоумевает  Юрий Соколовский. — Эффективность латвийского госаппарата сравнима с КПД паровоза Черепанова, и если отпилить трубу, то КПД не повысится. Вместо простого сокращения кадров нужно провести обширную реформу”. По словам Ингуны Судрабы, на данный момент эффективность каждой отдельной структуры зависит только от ее руководителя, ведь закон не определяет, что конкретно каждый чиновник должен делать за свою зарплату. И на повестке дня правительства этот вопрос пока не стоит.

http://www.novonews.lv/news/2008/07/10/latvia/041038.html


Написать комментарий